Разрешается ли носить брюки, опускающиеся ниже щиколоток?
Вопрос:
Помогите, пожалуйста, в понимании указанного ниже. Насколько я понимаю:
1. Брюки не должны опускаться ниже щиколоток во время исполнения намаза.
2. Если брюки ниже щиколоток, то нельзя, чтобы причиной этому была чванливость.
Во время исполнения намаза я завертываю края брюк. Я делаю это для того, чтобы брюки не опускались ниже щиколоток, а не из-за чванливости или гордыни. Если я правильно понимаю, то я поступаю верно. Пожалуйста, прокомментируйте.
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Согласно мнению большинства хадисоведов и правоведов, запрет для мужчин на брюки, опускающиеся ниже щиколоток, действует всегда, независимо от того, делается ли это из чванливости или нет, во время намаза или вне его.
Хадис, записанный в сборнике «Сахих» Муслима, указывает на то, что запрет универсален и применяется не только к намазу и не только тогда, когда человек одевает брюки ниже щиколоток из гордыни или чванливости. Этот хадис приводим ниже.
Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сообщает, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– С тремя не заговорит Аллах в День воскрешения, не посмотрит на них и не очистит их, и их ждет мучительное наказание!
– Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! – сказал Абу Зарр. – Кто же это, посланник Аллаха?
Он перечислил:
1) опускающий (края одежды ниже щиколоток),
2) попрекающий (своими благодеяниями людей),
3) сбывающий свой товар с помощью ложных клятв (например, он продает бывший в употреблении товар, давая клятву, что он – новый и т. д.). (Муслим. Сахих. – № 305)
عن أبى ذر عن النبى -صلى الله عليه وسلم- قال « ثلاثة لا يكلمهم الله يوم القيامة ولا ينظر إليهم ولا يزكيهم ولهم عذاب أليم » قال فقرأها رسول الله -صلى الله عليه وسلم- ثلاث مرار. قال أبو ذر خابوا وخسروا من هم يا رسول الله قال : المسبل والمنان والمنفق سلعته بالحلف الكاذب
В другом хадисе Ибн Умар (радиаллаху анху) говорит:
Я прошел мимо пророка (мир ему и благословение Аллаха), в то время как мой изар был низко опущен. Он сказал:
– Абдулла, подними свой изар повыше.
Я приподнял его, а он сказал:
– Еще выше.
Я поднял его еще выше и никогда более не опускал изар ниже этого.
Люди спросили его:
– Ниже чего?
– Ниже середины голеней. (Муслим. Сахих. – № 5583)
عن ابن عمر قال مررت على رسول الله -صلى الله عليه وسلم- وفى إزارى استرخاء فقال « يا عبد الله ارفع إزارك ». فرفعته ثم قال « زد ». فزدت فما زلت أتحراها بعد. فقال بعض القوم إلى أين فقال أنصاف الساقين.
Есть и другие хадисы, указывающие на то, что запрет применим как вне намаза, так и во время него. И именно так понимали это сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха). Возьмем, например, случай с Умаром (да будет доволен им Аллах), когда он находился на смертном одре в чрезвычайно критическом состоянии. Сподвижники говорили, что он был ранен настолько серьезно, что что бы ему ни давали попить, это выходило из его ран; настолько, что когда ему давали молоко, они могли видеть молоко, выходящее из его ран. В таком тяжелом состоянии Умара (да будет доволен им Аллах) пришел навестить один юноша. Умар (да будет доволен им Аллах) заметил, что штаны юноши волочились ниже щиколоток, и он немедленно сообщил об этом юноше, сказав:
ارفع ثوبك فإنه أنقى لثوبك، وأتقى لربك
Подними свою одежду. Поистине, это будет лучше для чистоты твоей одежды и богобоязненнее перед твоим Господом. (Мухтарат)
Следует заметить, что серьезность этого греха усиливается, если он совершается во время намаза, поэтому есть хадисы, касающиеся конкретно намаза, в частности:
لا يقبل الله صلاة رجل مسبل إزاره
Аллах не принимает намаза того (мужчины), чьи штаны ниже его щиколоток. (Канз-уль-уммаль. – № 41197)
И в заключение необходимо отметить, что мужчинам не дозволено волочить брюки ниже щиколоток, даже если это сделано без гордыни или чванливости.
Примечание: Запрет ограничен мужчинами, когда они ходят и стоят. Женщинам требуется закрывать свои щиколотки одеждой. Мужчине не запрещается, если его одежда прикрывает щиколотки, когда он сидит, располагается полулежа или наклоняется (например, в руку, когда одежда может прикрыть щиколотки). Да внушит всем нам Аллах следовать учениям нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Аминь.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Известный исламский ученый, шейх Мухаммад ибн Мухаммад Аувама родился 1 января 1940 года в Алеппо. До начала своего обучения в 1953 году, он посещал уроки шейха Мухаммада Ас-Салькы... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →