Разрешено ли делать пластическую операцию?
Вопрос: Считается ли харамом делать пластическую операцию? (Москва, Россия)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Примечание: в тексте фетвы будет использован термин «косметическая операция», под которым будем подразумевать как косметическую, так и пластическую операцию.
Специалисты исламского права подразделили косметические операции на два вида:
1) дозволенные косметические операции,
2) косметические операции недозволенного рода.
Дозволенные косметические операции
Разрешается совершение пластической или косметической операции по медицинским причинам. Например, в случае потери конечности, рождения с физическим дефектом или наличия уродства или болезни, уродующей облик человека, и т. д. разрешается применение косметической операции для исправления или восстановления конечностей или внешности человека. Это правило выведено на основе случая, произошедшего со сподвижником Афраджей бин Асаадом (да будет доволен им Аллах), который утратил нос во время одного из сражений в доисламские времена невежества. Он восстановил нос с помощью серебра, но через некоторое время от него стал исходить неприятный запах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посоветовал ему восстановить его с помощью золота (чтобы в будущем от него не было неприятного запаха), и он так и поступил. (Абу Дауд. Сунан. – № 4324; Насаи. Сунан. – № 5161; Тирмизи. Сунан. – № 1770)
عن عرفجة بن أسعد قال : أصيب أنفي يوم الكلاب في الجاهلية فاتخذت أنفا من ورق فأنتن علي فأمرني رسول الله صلى عليه وسلم أن أتخذ أنفا من ذهب
Следует отметить комментарий имама Навави (милость ему Аллаха) к следующему хадису:
لعن الله الواشمات ، والمستوشمات ، والمتنمصات والمتفلجات للحسن ، المغيرات خلق الله ، ما لى لا ألعن من لعنهرسول الله - صلى الله عليه وسلم - وهو فى كتاب الله
Аллах проклял делающих татуировки и тех, кто просит делать их себе, и тех, кто просит, чтобы им выщипывали брови, и выпиливающих промежутки между зубами для красоты. Они изменяют творение Аллаха! А почему же мне не проклинать тех, кого проклял пророк (мир ему и благословение Аллаха), ведь это есть в Коране?
Комментарий имама Навави к этому хадису имеет следующий вид:
وأما قوله المتفلجات للحسن فمعناه يفعلن ذلك طلبا للحسن وفيه اشارة إلى أن الحرام هو المفعول لطلب الحسن أما لواحتاجت إليه لعلاج أو عيب فى السن ونحوه فلابأس
Что касается слов хадиса «выпиливающих промежутки между зубами для красоты», здесь подразумеваются те, кто делает так в целях приукрашивания. Это указывает на то, что подвергать себя косметической операции лишь ради приукрашивания запрещено. Что касается косметической операции, проводимой в силу необходимости, т. е. по медицинским причинам или же из-за некоего дефекта в зубах и т. д., нет греха в этом. (Навави. Минадж: комментарий к «Сахих» Муслима. – Изд. Турас. – Том 14, стр. 107)
Косметические операции недозволенного рода
Косметическая операция не разрешается, если ее целью является изменение нормального строения тела для того, чтобы оно выглядело лучше, и для улучшения самооценки человека. Если косметическая операция не требуется по причине уродства или медицинским показаниям, и человек лишь хочет выглядеть привлекательнее, такая операция не разрешается. Например, операция по увеличению груди или изменению формы носа для улучшения внешности. Такие операции осуждаются в Коране и хадисах, поскольку они изменяют тот естественный облик, что был создан Аллахом, без уважительной на то причины. Коран осуждает такое вмешательство и расценивает его как элемент интриг Дьявола:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا (116) إِنْ يَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ إِلَّا إِنَاثًا وَإِنْ يَدْعُونَ إِلَّا شَيْطَانًا مَرِيدًا (117) لَعَنَهُ اللَّهُ وَقَالَ لَأَتَّخِذَنَّ مِنْ عِبَادِكَ نَصِيبًا مَفْرُوضًا (118)وَلَأُضِلَّنَّهُمْ وَلَأُمَنِّيَنَّهُمْ وَلَآمُرَنَّهُمْ فَلَيُبَتِّكُنَّ آذَانَ الْأَنْعَامِ وَلَآمُرَنَّهُمْ فَلَيُغَيِّرُنَّ خَلْقَ اللَّهِ وَمَنْ يَتَّخِذِ الشَّيْطَانَ وَلِيًّا مِنْ دُونِ اللَّهِ فَقَدْ خَسِرَ خُسْرَانًا مُبِينًا
Аллах не прощает приписывание Ему напарников и прощает, кому пожелает, меньшее, чем это. А кто приписывает Аллаху напарников, тот впал в глубокое заблуждение. Они взывают вместо Аллаха лишь к объектам женского рода. Они взывают лишь к мятежному Дьяволу, которого проклял Аллах. Дьявол сказал:
– Я непременно заберу назначенную долю от Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, искушу их ложными надеждами, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха.
Кто берет другом Дьявола, а не Аллаха, тот терпит очевидный убыток. (Коран, 4:116–119)
عن ابن مسعود - رضى الله عنه - قال لعن الله الواشمات ، والمستوشمات ، والمتنمصات والمتفلجات للحسن ،المغيرات خلق الله ، ما لى لا ألعن من لعنه رسول الله - صلى الله عليه وسلم - وهو فى كتاب الله
Передается, что Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал:
– Аллах проклял делающих татуировки и тех, кто просит делать их себе, и тех, кто просит, чтобы им выщипывали брови, и выпиливающих промежутки между зубами. Они изменяют творение Аллаха! А почему же мне не проклинать тех, кого проклял пророк (мир ему и благословение Аллаха), ведь это есть в Коране? (Бухари. Сахих. – № 5943)
В заключение можно сказать, что не разрешается подвергаться косметической операции, если это делается лишь для того, чтобы приукрасить себя или изменить свою внешность и т. д., так как это является изменением творения Аллаха без уважительной на то причины. Дозволенной косметическая операция будет только в том случае, если она требуется в связи с проблемами со здоровьем или наличием уродства на теле.
(Мухаммад Мухтар Шанкити. Ахкам-уль-джираха ат-тибия валь-асар аль-мутараттибах алейха. – Джидда: изд. Мактаба ас-сахаба. – Стр. 182–188)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи) был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба высоко ценили за его эрудицию ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →