Салон красоты: дозволенные и запретные процедуры
Опубликовано: 16 мая 2012
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллах, дорогие братья. У меня к вам просьба дать подробную статью, какие действия в салонах красоты соответствуют шариату, а какие – нет, и в каких случаях действия, дозволенные шариатом, становятся запретными. И такой вопрос: если женщина приходит в салон нанести макияж, у нее не спрашивают, ты для мужа или в иных целях это хочешь сделать, замужняя или нет, и наносят, но, так как она не закрывает аурат, понятно, что ее увидят чужие мужчины, становится ли это запретным, и становятся ли деньги, полученные от этого, харамом? (Тобольск, Тюменская обл., Россия)
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Ислам выступает за поддержание хорошего, презентабельного
внешнего вида. В одном хадисе Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям)
говорил:
إن الله جميل يحب الجمال
«Поистине, Аллах красив
и любит красоту». («Сахих» Муслима, хадис 147, передал Абдулла
бин Мас’уд)
Человеку, по
своей природе, свойственно тянуться к красоте, и это одна из главных причин, почему многие люди не жалеют времени
и сил, чтобы украсить себя и выглядеть в глазах других людей привлекательными и презентабельными. Особенно это
касается нынешнего времени, когда индустрия красоты стала одной из самых преуспевающих и массовых по всему
миру.
Как уже говорилось, Ислам не
ставит полного запрета на улучшение внешнего вида. Более того, в некоторых случаях это становится обязательным или
желательным: например, в отношениях между супругами. Ислам настоятельно рекомендует и мужу, и жене украшать себя
друг для друга, чтобы выглядеть привлекательными и притягательными друг для друга, что, в свою очередь, улучшает
брачные отношения. Передаются следующие слова саидуны Абдуллы бин Аббаса (радиаллаху анху):
إني لأحب أن أتزين للمرأة كما أحب أن تتزين لي
المرأة
«Я люблю украшаться для своей жены так же, как я люблю, чтобы
она украшалась для меня».
(«Тафсир» Ибн Кясира, том 1,
стр.459)
Поэтому, в целом,
улучшение внешнего вида в Исламе разрешено. Однако в этом процессе имеются некоторые моменты, которые являются
запрещенными. Запрет обычно строится вокруг одной из следующих причин:
а) если это делается в подражание неверующим или распущенным,
безнравственным людям,
б) если улучшение внешнего вида носит неестественный
или инородный характер, что приводит к изменению того, как создал Аллах человека. Более подробно об этом – см.
в фетве о косметических операциях.
Когда имеет место хотя бы один из этих факторов, такое
улучшение внешнего вида не будет дозволено. Теперь перечислим часто практикуемые в салонах красоты процедуры и
укажем применимые к ним нормы:
Стрижка или укладка волос лиц противоположного пола. Это запрещено. См. нашу предыдущую фетву по данному вопросу.
Покраска волос. Разрешается
красить волосы, если они не будут окрашены в полностью черный цвет, а также в цвета, из-за которых женщина
выглядит распущенной и безнравственной. Покраска волос в полностью черный цвет была запрещена хадисом. Как
сообщает саидуна Ибн Аббас (радиаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
يكون
قوم يخضبون في آخر الزمان بالسواد كحواصل الحمام لا يريحون رائحة الجنة
«Будут люди,
которые появятся позже (в моей умме) и будут краситься в черный цвет. Они даже не вдохнут аромата
рая». (Абу Дауд, хадис 4212)
Покраска волос в цвета, из-за которых женщина
выглядит распущенной и безнравственной (фиолетовый, синий и т.д.), запрещена из-за уподобления бесстыдным людям.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:
من تشبه بقوم فهو منهم
«Тот, кто уподобляется группе людей, считается их частью». (Абу Дауд, хадис 4031, передал Ибн Умар)
Изменение формы и выщипывание бровей. Это запрещено,
поскольку носит инородный характер, то есть происходит вмешательство в естественную форму бровей. Посланник Аллаха
(салляллаху алейхи уа саллям) явно запретил это и проклял женщину, осуществляющую такую процедуру с бровями другой
женщины, а также женщину, которая эту процедуру проходит.
Саидуна ибн Мас’уд (радиаллаху анху) сказал:
لعن الله الواشمات والمستوشمات والنامصات
والمتنمصات والمتفلجات للحسن المغيرات خلق الله
«Да проклянет Аллах наносящих
татуировки (другим) и тех,(на чье тело) они наносятся; выщипывающих другим брови и тех, чьи брови выщипывают; а
также выпиливающих промежутки между зубами для красоты! Они изменяют сотворенное Аллахом». («Сахих» Муслима, хадис 2125)
Факихи говорили, что изменение формы бровей запрещено из-за данного хадиса и причины
«тагъиру холькыллях» (изменения того, что Аллах сотворил в качестве нормы). Поэтому если брови у женщины
нормальны, не разрешается изменять их форму, подрезать и выщипывать их.
Если брови у женщины чрезмерно велики или густы, или они – сросшиеся,
то в этих случаях ей разрешается удалить или придать форму части бровей, чтобы они нормально выглядели.
Наращивание волос и
ресниц. Это дозволено при условии, что исходный материал для накладок не получен от людей и свиней. Если
же сырье имеет человеческое или свиное происхождение, то это не допускается, о чем говорится в
хадисе. («Сахих» Муслима, хадис 2125; «Бадаи’-ус-Сана’и», том
5, стр.125)
ويكره للمرأة أن تصل شعر غيرها من بني آدم بشعرها لقوله عليه الصلاة والسلام لعن الله الواصلة والمستوصلة ولأن الآدمي بجميع
أجزائه مكرم والانتفاع بالجزء المنفصل منه إهانة له ولهذا كره بيعه ولا بأس بذلك من شعر البهيمة وصوفها لأنه انتفاع بطريق التزين بما يحتمل ذلك ولهذا احتمل الاستعمال في سائر وجوه
الانتفاع فكذا في التزين
Восковая эпиляция области бикини и удаление волос с тела клиента. Удаление волос с аурата не допускается. Это касается области от груди до коленей. Поэтому удаление волос в
этой области, в том числе с бедер и лобка клиента, запрещено. Такую эпиляцию женщины должны делать себе сами, не
обращаясь к посторонним. Давать возможность посторонним удалять волосы с этих частей тела – вершина
бесстыдства.
Мусульманки
должны также помнить, что им не разрешается раскрывать свое тело перед немусульманками, за исключением кистей рук,
ступней ног и лица. («Аль-маусу’ат-уль-фикхия аль-Кувайтия»,
том 31, стр.47)
ذهب جمهور الفقهاء (الحنفية والمالكية وهو الأصح عند الشافعية) إلى أن المرأة الأجنبية الكافرة كالرجل الأجنبي بالنسبة للمسلمة
فلا يجوز أن تنظر إلى بدنها وليس للمسلمة أن تتجرد بين يديها
Нет никакого греха в том, чтобы удалять волосы клиентов с частей тела,
не входящих в аурат: например, нежелательных лицевых волос (за исключением бровей), волос на руках, ступнях ног и
т.д.
Те же нормы применимы и к
лазерной эпиляции.
Укладка,
стрижка волос на голове. Женщинам разрешается делать укладку и стрижку волос, если это не приводит к
тому, что прическа по своему стилю или длине волос начинает напоминать мужскую. Посланник Аллаха (салляллаху
алейхи уа саллям) запретил уподобление противоположному полу. Саидуна Ибн Аббас (радиаллаху анху)
говорил:
لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم المتشبهين من الرجال بالنساء والمتشبهات من النساء بالرجال
«Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) проклял мужчин, подражающих во
внешнем виде женщинам, и женщин, подражающих мужчинам».
(«Сахих» Аль-Бухари, хадис 5885)
Укладка волос в стиле распущенных, аморальных людей или любым иным запрещенным шариатом способом не
допускается. Например, это касается возродившейся причуды в собирании всех волос на макушке головы, что стало
распространенным явлением среди мусульманок ЮАР, Дубая и арабского мира в целом. Посланник Аллаха (салляллаху
алейхи уа саллям) запретил это, на что указывает следующий хадис:
صنفان من أهل النار لم أرهما قوم معهم سياط
كأذناب البقر يضربون بها الناس ونساء كاسيات عاريات مميلات مائلات رءوسهن كأسنمة البخت المائلة لا يدخلن الجنة ولا يجدن ريحها وإن ريحها ليوجد من مسيرة كذا
وكذا
«Есть две группы людей, которые войдут в ад, но которых
мне не довелось увидеть. Первая группа – это те, кто несут кнуты, напоминающие коровьи хвосты, и хлестают ими
других. Другой группой будут женщины, одетые, но при этом раздетые, они побуждают других нарушать веления Аллаха
(своим провокационным внешним видом) и сами нарушают веления Аллаха (одеваясь бесстыдным образом). Их головы
напоминают по форме горбы верблюдов (то есть все волосы собраны на макушке головы). Они не войдут в рай и не
вдохнут его аромата, хотя аромат рая можно почувствовать с огромного расстояния». («Сахих» Муслима, хадис 2128, передал Абу Хурайра от Благородного
Пророка)
Комментарий к
хадису. Под словами «женщины, одетые, но при этом раздетые» подразумеваются женщины, которые носят
одежду, не соответствующую требованиям «покрывания» в шариате. Либо их одежда имеет откровенный вид из-за
чрезмерной тонкости ткани, либо она плотно облегает тело, тем самым раскрывая форму тела. Если платье, штаны или
даже плащ являются столь облегающими, что становятся видны контуры и форма тела, то такая женщина будет включена в
предупреждение, озвученное данным хадисом. То же самое касается тех, чья одежда хоть и не прозрачна, но при этом
не полностью закрывает тело (например, в случае наличия разрезов, V-образных вырезов, коротких рукавов или
рукавов, не закрывающих запястья и т.д.): такая одежда тоже подпадает под предупреждение хадиса.
Что касается волос, запрещено собирать их на
макушке головы. Из-за этого кажется, что размер головы больше, и она напоминает горб верблюда.
Обычно волосы собирают на затылке. Не о таком
способе говорит предупреждающий хадис. Наоборот, если женщина соберет волосы в узел на задней части головы, чтобы
ее волосы не выглядывали из-под платка, такой способ будет предпочтительным.
Некоторые комментаторы говорили, что этот хадис также относится к
женщинам, держащим голову поднятой в присутствии посторонних (немахрам) мужчин, то есть они не опускают глаза. Такие женщины не вдохнут
аромата рая.
(«Шарх
Муслим» Навави, том 17, стр.190, изд. Ихъя’ат Турас)
Макияж. Это разрешается, если в наносимых веществах нет харам-ингредиентов.
(Спирт, используемый в косметических средствах, является синтетическим, и следовательно, разрешенным)
Как говорилось в самом начале данной статьи,
улучшение внешнего вида женщины само по себе дозволено, и сам по себе макияж разрешен. Запрет применим к женщинам,
раскрывающим украшенные части тела посторонним (немахрам) мужчинам. Это будет ее грехом, за который она и будет
отвечать. Поэтому, если косметолог наносит макияж клиенту, это разрешается. Если же клиент неправильно использует
макияж, то есть раскрывает накрашенное лицо перед немахрамами, то она, а не ее косметолог, будет отвечать за этот
грех.
Педикюр и
маникюр. Это разрешается, если на руки и ноги не наносятся нечистые вещества.
Что касается нанесения лака на ногти, это допускается, если в
нем не содержатся харам-ингредиенты. Следует также отметить, что условием действительности малого омовения
является то, чтобы вода дошла до поверхности ногтей. Вода не может дойти до нее, если нанесен лак. Поэтому перед
совершением малого омовения нужно его удалить. Если лак присутствовал на ногтях во время совершения малого
омовения, омовение действительным не будет.
Примечание. Эта статья лишь перечисляет популярные процедуры, осуществляемые салонами красоты. В ней
не говорится абсолютно обо всех процедурах и новых тенденциях. Если имеется вопрос о конкретной, не упомянутой в
статье процедуре или тенденции в индустрии красоты, Вы можете отдельно задать вопрос о ней.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий
Сухайл Тармахомед
С предложениями муфтия Ибрагима
Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима