Можно ли любить одного ребенка больше другого?
Вопрос: У меня вопрос относительно фаворитизма среди своих детей в свете того, что у посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) была любимая дочь – госпожа Фатима (радиаллаху анха). Пожалуйста, опишите особое отношение посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) к его дочери, госпоже Фатиме (радиаллаху анха) в отличие от других его детей. Разрешен ли фаворитизм среди своих детей? (ЮАР)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Важно иметь в виду, что есть два вида действий и эмоций. Первый состоит из тех действий, которые находятся под нашим контролем и волей. Второй включает те действия и эмоции, которые находятся вне нашей воли и контроля. Любовь также бывает двух видов, а именно: аль-махаббах аль-акли (логичная, рациональная любовь) и аль-махаббах аль-таб'и (естественная, врожденная любовь). С помощью своей воли человек может привить себе первый вид любви. Но второй вид любви – вне нашей воли и полностью естественен.
По шариату, человек ответственен только за те действия, которые он может контролировать. Внутренняя любовь, которая есть у человека по отношению к другому, – вне нашего контроля, поэтому человек не обязан естественным образом любить одного человека больше, чем другого. Это видно из большей любви, которую посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) испытывал к Фатиме (радиаллаху анха) как своей дочери и к Аише (радиаллаху анха) как своей жене. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) часто произносил следующее дуа:
О Аллах, таково мое распределение (между женами), на которое я способен. Не осуждай же меня за то, что я сделать не в состоянии (т. е. естественную любовь).
عن عائشة قالت كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يقسم فيعدل ويقول اللهم هذا قسمي فيما أملك فلا تلمني فيما تملك ولا أملك قال أبو داود يعني القلب
(ابو داود ج 1 ص 190 , سعيد)
Человек будет нести ответственность и обязанность только за те действия, которые были в его воле. То есть в этом плане человек не имеет права рационально, логически предпочитать одного ребенка или жену другому/другой. Например, человеку не следует давать одному сыну больший или лучший подарок, чем другому сыну. В хадисе, переданном в сборнике «Сахих» Муслима, человек хотел дать одному сыну подарок, и посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) спросил, есть ли у него другие дети. Тот человек ответил:
– Да.
– Дал ли ты всем им подобное? – спросил тогда посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям).
– Нет.
– Не призывай меня свидетельствовать (дарению только одному сыну), ведь, воистину, я не свидетельствую несправедливости, – сказал пророк (салляллаху алейхи уа саллям).
فقال رسول الله -صلى الله عليه وسلم- « يا بشير ألك ولد سوى هذا ». قال نعم. فقال « أكلهم وهبت له مثل هذا ». قال لا. قال « فلا تشهدنى إذا فإنى لا أشهد على جور
(مسلم ج 5 ص 66, دار الجيل و دار الأفاق الجديدة)
Также человеку не следует проводить больше времени с одной женой или ребенком, чем с другой/другим; ему не следует обращаться к одному сыну благосклонно, а к другому – плохо. Эти действия он может контролировать, а значит, он должен контролировать свои эмоции и проводить внешние действия равным образом. То же, что находится за рамками указанного, он контролировать не в состоянии, т. е., если он чувствует больше любви к одному ребенку или жене, чем к другому/другой, с него не будет спрошено за это.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Юсуф ибн Якуб
Проверено и одобрено: Мухаммадом Закарией Десаи
Источник (англ.): Askimam.org
Словарь
Статьи
Биографии
Имам Абу Абдулла (имам Ахмад ибн Ханбаль, рахматуллахи алейхи) родился в Багдаде в то время, когда в нем проживало большое количество ученых и мухаддисов. Чтобы получить зн... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →