Разрешены ли детские игрушки (плюшевые мишки, куклы и т. д.)?
![](/img/kav.png)
Вопрос: Можно ли иметь дома игрушки и носить одежду с глазами? Или ангелы не входят в дом? Относятся ли точки к глазам? Муж говорит, Аиша (р.а.) играла с конем, и Пророк (с.а.с.) ничего против не имел. (Караганда, Казахстан)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Ваш вопрос требует рассмотрения двух тем:
1) изображения и фотографии живых существ;
2) мягкие игрушки (мишки, куклы и т.п.).
Рассмотрим их по порядку:
1. Изображения и фотографии живых существ.
Большинство теологов (ханафитского, шафиитcкого и ханбалитского мазхабов) постановили, что нельзя рисовать, распечатывать и вышивать изображения живых существ (людей и животных). Это связано с тем, что, как сообщается, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
В Судный день накажут тех, кто составлял изображения (живых существ). Им скажут: «Оживите созданное вами!»
(Муслим. Сахих. – № 5501, передал Ибн Умар)
В другом повествовании передается такое высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Того, кто в этом мире создаст изображение (одушевленного предмета), в Судный принудят к его оживлению, но сделать этого он не сможет.
(Муслим. Сахих. – № 5507, передал Абу Хурейра)
Кроме данных хадисов, есть и другие сообщения, которые явно порицают создание изображений одушевленных предметов.
Из этих повествований следует, что сотворенные изображения одушевленных предметов запрещены. Поэтому нельзя носить одежду, на которой имеются такие изображения. Если при ношении данной одежды наружу выходят такие изображения, ангелы не входят в дом. Как сообщал Абу Тальха (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
Ангелы милости не войдут дом, в котором есть собака, изображения одушевленных предметов или статуи.
(Бухари. Сахих. – № 3225, передал Абу Тальха)
Данный запрет касается именно изображения одушевленных предметов, а не одних лишь глаз. Поэтому от одного лишь удаления глаз, если сохранятся остальные черты живого существа, изображение дозволенным не станет. (Радд-уль-Мухтар. – Том 1, стр. 647)
Но если стереть или закрыть всю голову существа, то это будет дозволено, поскольку, если у существа нет головы, его нельзя считать живым.
Если точки придают изображению схожесть с живым существом, это тоже запрещено, поскольку запрет касается всего того, что считается изображением живого существа. Поэтому, если кто-то схематично нарисует человека (круг вместо головы, линии вместо рук и ног, точки вместо глаз, линии вместо носа и рта), это запрещено, поскольку это – изображение живого существа (человека).
Исключением из запрета являются те изображения, которые столь малы, что, если их положить на пол у ног человека среднего роста и зрения, он не сможет ясно различить его черты. Поэтому, если изображение столь мало, оно разрешено. Это касается, например, маленьких смайликов и выгравированных изображений на монетах. (Радд-уль-Мухтар. – Том 1, стр. 647)
ولو كانت الصورة صغيرة كالتي على الدرهم أو كانت في اليد أو مستترة أو مهانة مع أن الصلاة بذلك لا تحرم، بل ولا تكره
Изображения в образовательных целях (например, при обучении школьников или при изучении медицины) разрешены вследствие потребности в них. (Аль-маусуа аль-фикхия. – Том 12, стр. 113)
Но даже такие изображения нужно убирать после их использования, поскольку ангелы милости, как говорится в хадисе, не входят туда, где выставлены изображения живых существ.
Использование цифровой фототехники. Если говорить о фотографиях живых существ, полученных с помощью цифровой фототехники, здесь имеются различные мнения. Некоторые теологи считают, что такие фотографии недопустимы вследствие ранее приведенных повествований. Другие теологи полагают, что это дозволено, поскольку фотографии не рисуются и не создаются, а лишь являются отображением реального живого существа, которое было сфотографировано, а значит это подобно отражению в зеркале.
Обе группы теологов (запрещающих и разрешающих такие фотографии) основывали свое мнение на легитимных доводах, соответствующих Корану и Сунне. Поэтому следует уважать оба мнения.
Но нужно отметить, что те теологи, которые разрешали такие фотографии, ограничивали данное разрешение следующими условиями:
а) фотография не должна быть неприличной;
б) это не должно быть фотографией посторонних (немахрам) лиц противоположного пола;
в) аурат (части тела, которые необходимо скрывать) не должен быть виден на фотографии.
(Мухаммад Такы Усмани. Такмиля фатх-иль-мульхым)
2. Мягкие игрушки (мишки, куклы и т.п.).
Большинство теологов считают, что такие игрушки дозволены и исключаются из запрета изображений живых существ.
Такие игрушки дозволены, если не пропагандируют аморальные идеи. Например, куклы Барби и Братц не дозволены, поскольку являются символами аморальных идей.
Решение о дозволенности игрушек, в которых не заложены непристойные воззрения, основано на хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах), на который вы указываете в своем письме. В сборнике Абу Дауда сообщается, что у нее была игрушечная лошадка с крыльями, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешал играть с ней.
Со слов госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) этот случай произошел так:
– Аиша, что это?
– Мои куклы.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заметил лошадку с двумя крыльями:
– А это что в твоих игрушках?
– Лошадка, – ответила Аиша.
– А на ней что? – спросил Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
– Крылышки.
– Лошадь с крыльями?! – мягко воскликнул он.
– Разве ты не слышал, что у Сулеймана (мир ему) были лошади с крыльями?
Услышав это, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) от души рассмеялся. (Абу Дауд. – № 4932)
В другом сообщении, приводимом в сборнике «Сахих» Бухари, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
На основе этих повествований многие хадисоведы и специалисты исламского права – такие, как шейхи Бадруддин Айни, Халиль Ахмад Сахранфури и др. (милость им Аллаха), – постановили дозволенность таких игрушек. (Базль-уль-маджхуд; Умдат-уль-кари)
قال العيني في عمدة القاري: و استدل بهذا الحديث على جواز اتخاذ صور اللعب من أجل لعب البنات بهن.ّوخُصّ ذلك من عموم النهي عن اتخاذ الصور.و به جزم عياض و نقله عن الجمهور.و أنهم أجازوا بيع اللعب للبنات لتدريبهن من صغرهنّ على أمر بيوتهنّ و أولادهنّ
وذكر في كتب الحنفية: أن الإمام أبا يوسف رحمه الله أجاز بيع اللعبة و أن يلعب بها الصبيان.و قال ابن عابدين رحمه الله في رد المحتار في شرح عبارة الدر المختار: (و في آخر حظر المجتبى عن أبي يوسف: يجوز بيع اللعبة و أن يلعب بها الصبيان)...أي ناقلاً عن أبي يوسف
Но следует отметить, что, хотя детям разрешается играть с такими игрушками, их нужно убирать или накрывать после использования, поскольку ангелы милости не заходят в дома, где выставлены на обозрение изображения одушевленных предметов. (Бухари. Сахих)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q533)
![](/img/download-h.png)
Словарь
Статьи
Биографии
Маулана Мухаммад Юсуф Банури (рахматуллахи алейхи) родился шестого числа месяца Раби-ус-Сани в деревне Махабатабад, расположенной близ станции Рашкай в округе Ма... Подробнее →
Книги
![Провизия искателей](/upload/resize_cache/iblock/72c/140_1500_1/Classic.png)
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →