Усыновление ребенка в исламе
Вопрос: В светской правовой системе усыновление ребенка супружеской парой является, как мы все знаем, законным. Просим Вас осветить позицию Шариата в этом вопросе. Насколько такое усыновление допустимо в Исламе, и, если оно допустимо, каковы права и обязанности сторон?
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Усыновление ребенка не имеет правовых последствий по шариату. Человек может усыновить ребенка для удовлетворения своих эмоциональных и психологических потребностей. С ребенком могут обращаться как со своим собственным в отношении любви к нему, привязанности и повседневного общения. Усыновление ребенка с целью предоставления ему приюта и заботы является добродетельным поступком, который сопровождается большой наградой на том свете. Что касается правовых аспектов усыновления, то оно таковых не имеет. Отцовство ребенка – исключительная привилегия его настоящего отца, и оно не может приписываться тому, кто усыновил ребенка. Даже в отношении хиджаба усыновление не имеет никаких последствий. Если женщина усыновляет мальчика, она должна будет надевать хиджаб при нем после того, как он достигнет половой зрелости, если только она не состоит с ним в таком родстве, при котором запрещается брак между ними. Усыновленный ребенок может жениться на дочери своих приемных родителей, так как она не является его настоящей сестрой. Одним словом, усыновление не влечет за собой появления каких-то новых законных взаимоотношений, не существовавших до этого.
Все эти правила следуют из принципа, изложенного в Священном Коране по этому вопросу. Во времена джахилии люди относились к приемным детям как к своим собственным во всех отношениях. Священный Коран осудил эту практику и были ниспосланы следующие аяты:
И Аллах не сделал ваших приемных сыновей вашими сыновьями. Это всего лишь слова из ваших уст. Аллах же говорит истину и наставляет на прямой путь. Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. (Коран 33:4-5)
Но следует помнить, что несмотря на то, что приемный ребенок не может наследовать имущество своих приемных родителей, разрешается и даже рекомендуется приемным родителям составить при жизни завещание (завещательный дар) в пользу своего приемного ребенка. С помощью данного завещания можно оставить в наследство до одной трети (максимум) своего имущества (средств) приемному ребенку, который без такого завещания не имеет права наследования от своих приемных родителей.
Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР) разделяет приведенное выше мнение почтенного муфтия Мухаммада Таки Усмани (Дар-уль-улум Карачи, Пакистан)
Словарь
Статьи
Биографии
Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →