Вопросы о закяте и благотворительности
Опубликовано: 05 января 2013

Вопрос: Ассаламу алейкум! У меня есть вопросы о закяте и благотворительности. 1) Когда нужно платить закят? Есть ли специально установленная для этого дата, или может ли человек платить закят в любое время года, когда захочет? 2) Нужно ли сделать специальное намерение для того, чтобы выплатить закят? 3) Можно ли человеку дать милостыню желая, чтобы саваб за него был дан кому-то другому (например, своей умершей бабушке или живущим детям)? Как следует обозначить, что милостыня дается не для себя? (Россия, Карачаево-Черкессия)
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Закят становится обязательным для совершеннолетнего мусульманина в
здравом уме, мужчины или женщины, если он (или она) обладает количеством нисаба (приблизительно 700 долларов в данное время*) в виде денег, драгоценностей (золота
или серебра) или запаса товаров – сверх его долгов – на период одного лунного года. Когда пройдет один лунный год
с того времени, как человек стал обладателем нисаба, и в момент завершения этого лунного года этот
человек все еще обладает нисабом или большим количеством имущества, для него закят становится обязательным
(аль-Мабсут Сарахси, том 2, стр. 189).
وليس في أقل من مائتي درهم زكاة فإذا بلغت مائتي درهم وحال عليها
الحول ففيها خمسة دراهم
Некоторые люди для удобства
назначают для выплаты закята конкретный день в Рамадане. Это дозволено при условии, что человек не меняет дату,
когда для него или нее действительно обязателен закят, с намерением заплатить меньшую
сумму.
2) Когда Вы выплачиваете Ваш закят,
необходимо иметь намерение, что Вы платите именно закят (аль-Хидайя
с аль-Бинайя, том 3, стр.311).
ولا يجوز أداء الزكاة إلا بنية مقارنة للأداء أو مقارنة لعزل مقدار الواجب
3) Когда подаете милостыню, Вы можете сделать намерение, чтобы саваб
(награды) достались другим людям, например, Вашей умершей бабушке, Вашим детям и т.д. Книги Фукаха’ (правоведов)
ясно указывают на дозволенность этого как для тех из мусульман, кто покинул этот мир, так и для тех, кто живет и
здравствует.
Аллама Ала’уд Дин аль-Касани
(рахимахулла) (умер в 587 г. по хиджре) утверждает:
من صام أو صلى أو تصدق وجعل ثوابه لغيره من الأموات أو الأحياء جاز ويصل ثوابها إليهم عند أهل السنة
والجماعة
«Все, кто бы ни соблюдал пост, или
делал салят, или давал милостыню, и передавал саваб (награды) этого другим, будь они мертвы или живы, это
действительно, и награды достигнут их, по мнению ученых Ахлюс Сунна уаль-Джама’а» (Бадаи’ус Сана’ль’, том 2, стр.212).
Затем он ссылается на хадис, записанный в Сахихе аль-Бухари, где саидуна Са’ад (радиаллаху анху) пришел к
Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллам) и спросил его:
إن أمي افتلتت نفسها وأراها لو تكلمت تصدقت، أفأتصدق عنها؟
«Моя мама умерла внезапно; если бы она могла что-нибудь сказать перед тем, как умереть, это был бы
наказ дать милостыню. Могу ли я дать милостыню от ее
имени?»
Расулюллах (саллаллаху алейхи
уасаллам) ответил утвердительно:
نعم تصدق عنها
«Да, дай
милостыню от ее имени»
(Сахих аль-Бухари, Хадис № 2760).
4)
Саваб любого действия зависит от намерения совершающего действие. Как Пророк (саллаллаху алейхи уасаллам) сказал в
знаменитом хадисе:
إنما الأعمال بالنيات
«Награда действий
зависит от намерений»
(Сахих аль-Бухари, Хадис № 1, передан Умаром).
Это общепризнанный факт среди всех ученых, что ният (намерение) исходит от сердца. Как имам Сарахси
утверждает в аль-Мабсуте:
النية عمل القلب
«Ният (намерение)
– это действие сердца».
Таким образом, когда
Вы желаете, чтобы саваб достался другим, все, что
Вы должны сделать, когда подаете милостыню, – это сделать намерение в сердце, что Вы желаете, чтобы саваб
достался тому-то и тому-то, например, Вашей матери, бабушке, детям и т.д.
*Примечание: количество нисаба для закята
постоянно меняется в зависимости от рыночной стоимости 612,36 граммов серебра.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл
Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-
Ифта
Перевела: Fareeda (Q474)
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима
