Выплачивается ли закят с люцерны, соломы?
Вопрос:
1) Выплачивается ли закят с люцерны, соломы?
2) Если да, то сколько процентов выделяется с них, если мы сажаем ее, делаем расходы на сенокос, за перевозку?
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Факт обложения закятом урожая устанавливается Кораном:
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓا۟ أَنفِقُوا۟ مِن طَيِّبَـٰتِ مَا كَسَبْتُمْ وَمِمَّآ أَخْرَجْنَا لَكُم مِّنَ ٱلْأَرْضِ
Верующие! Жертвуйте из приобретенных вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли. (Коран, 2:267)
Эту форму закята называют «ушр». Буквальное значение «ушр» – десятая часть. Обычно именно такое количество полагается отдать с урожая, если имело место его естественное орошение без вмешательства человека. Если же сельскохозяйственные культуры орошались усилиями и вмешательством человека, то с такого урожая выплачивают «нисф-уль-ушр» (половину ушра, то есть одну двадцатую часть).
1) Если люцерна и солома росли и выращивались мусульманином на земле, которая находится в его собственности, закятом будет десятина (ушр, 10 %) с урожая. Это правило применяется в случае натурального орошения (например, посредством дождя, природных ручьев, источников и т. д.). Если же имело место ручное орошение (через ирригационные схемы), то закятом будет половина десятины (нисф-уль-ушр, 5 %). (Ибн Абидин. Радд мухтар. – Том 2, стр. 320, 327; Фетвы Дар-уль-улум Деобанд. – Том 6, стр. 184–187; Фетвы Дар-уль-улум Закария. – Том 3, стр. 157–158)
نحو حطب وقصب فارسي وحشيش وتبن وسعف وصمغ وقطران وخطمي وأشنان وشجر قطن وباذنجان وبزر بطيخ وقثاء وأدوية كحلبة وشونيز حتى لو أشغل أرضه بها يجب العشر ويجب نصفه في مسقي غرب أي دلو كبير ودالية أي دولاب لكثرة المؤنة وفي كتب الشافعية أو سقاه بماء اشتراه وقواعدنا لا تأباه وعن محمد في التبن إذا يبس العشر
Господин Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (салляллаху алейхи уа саллям):
فيما سقَتِ السماءُ والعيون أو كان عثريًّا العُشر، وما سُقي بالنضح نِصف العُشر
Десятая часть должна быть пожертвована с урожая, орошенного небом, родниками или природным орошением. А с того, что было орошено вмешательством человека, должна быть пожертвована двадцатая часть. (Бухари. Сахих. – № 1483)
Согласно мнению имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха), у ушра нет минимального нисаба, ниже которого уплата ушра была бы необязательной. Если человек намеренно выращивает растения или культуры на своей земле в качестве земледелия, он обязан уплатить ушр. Это основано на приведенном выше аяте Корана, который универсален и не говорит, что должен быть некий минимальный нисаб. Приведенный выше хадис подтверждает данную точку зрения имама Абу Ханифы. (Кувейтская энциклопедия исламского права. – Том 23, стр. 279)
2) Ушром облагается весь урожай или вся его стоимость. Вы рассчитываете 10 % (при естественном орошении) или 5 % (при ирригации) от стоимости урожая до вычета каких бы то ни было расходов. (Ибн Абидин. Радд мухтар. – Том 2, стр. 326)
ويجب مع الدين
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q617
Словарь
Статьи
Биографии
В истории человечества всегда встречались люди, посвящавшие свою жизнь общественно-религиозному преобразованию своих народов. Такие люди постоянно появлялись по всему свету. Если с... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →