Смысл рамадана
Пост в рамадан был установлен во втором году хиджры. Почему не раньше? Экономические условия у мусульман в Мекке были неважными. Их преследовали. Часто из-за отсутствия еды они днями ничего не ели. Легко отказываться от еды, когда ее нет. Очевидно, что пост в таких условиях соблюдать было бы легче. Почему же, несмотря на это, пост в это время предписан не был?
Ответом может служить то, что рамадан – это не только отказ от еды. Хотя пост является его неотъемлемой и первостепенной составляющей, рамадан предлагает исчерпывающий план для нашего духовного восстановления. Данный план действий требует мира и безопасности, которые были обретены в Медине.
Рамадан несомненно является самым важным месяцем в году. Это месяц, которого верующие ожидают с энтузиазмом. Еще за два месяца до начала рамадана – в начале месяца раджаба – пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) молил Аллаха:
О, Аллах! Благослови нас в раджаб и шаабан, и дай нам достичь рамадана (в добром здравии)!
В рамадан верующие заняты стремлением к Милости Аллаха, Его прощению и защите от огня ада. Это месяц обновления нашей приверженности и восстановления нашей связи с нашим Создателем. Это время распускания листочков добродетели и цветения праведности у всего мусульманского населения.
Великий ученый и реформатор Ахмед Фаруки (обновитель второго тысячелетия) говорил:
Если бы мы сложили все благословение других одиннадцати месяцев, то оно бы не сравнилось с благословением рамадана.
Рамадан предоставляет каждому мусульманину уникальную возможность укрепить свою веру, очистить свое сердце и избавиться от вредных последствий совершенных им грехов.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
Тому, кто постится в этот месяц с чистотой веры и ожиданием хорошей награды (от своего Создателя), простятся его прошлые грехи.
Тому, кто выстаивает в молитвах ночи рамадана с чистотой веры и ожиданием награды, простятся его прошлые грехи.
Как гласят другие хадисы, награда за хорошие поступки многократно возрастает в рамадан.
Помимо возможности получения большой награды, существует риск страшной потери. Если мы по небрежности позволим пройти любому другому месяцу мимо нас, мы потеряем один месяц. Если же мы поступим так в рамадан, мы потеряем все. Человек, пропустивший без уважительной причины даже один день поста, не сможет по-настоящему восполнить его, даже если он будет поститься ежедневно всю оставшуюся жизнь. И среди трех людей, проклятых пророком (мир ему и благословение Аллаха), – тот несчастный мусульманин, который застал рамадан в добром здравии, но не смог воспользоваться возможностью стремления к Милости Аллаха.
Очевидно, что тот, кто не постится, входит в данную категорию, но сюда входит также и тот, кто постится и молится, но не прилагает никаких усилий для избегания грехов или достижения непорочности сердца посредством многочисленных возможностей, открываемых рамаданом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупредил нас:
Есть те, кто не получает от своего поста ничего, кроме голода и жажды. Есть те, кто не получают от своих ночных молитв ничего, кроме лишения сна.
Для тех, кто осознал это, рамадан был поистине чрезвычайно знаменательным месяцем. Помимо поста, обязательных молитв и дополнительного таравих-намаза, они проводили весь месяц в поклонении – добровольных молитвах, чтении Корана, поминании Аллаха и т.д. Абу Хасан Надви, говоря, что таковой была многовековая традиция праведных представителей уммы, отмечает:
Я собственными глазами видел таких алимов и шейхов, которые каждый день рамадана прочитывали весь Коран. Почти всю ночь они проводили в молитвах. Они ели столь мало, что люди удивлялись, как они могут выдерживать все это. Эти великие люди ценили каждый миг рамадана и не променяли бы его ни на какое иное занятие… Наблюдение за ними заставляет поверить в поразительные истории ибадата и ревностного служения наших старейшин, задокументированные историей.
Такое отношение к данным видам поклонения может показаться кому-то странным и даже неуместным. Здесь необходимо прояснить некоторые моменты. Мы знаем, что термин «ибадат» в исламе применяется не только к обычным видам поклонения – таким, как намаз, чтение Корана и поминание Аллаха, – но и к мирским поступкам, совершаемым в соответствии с велениями шариата и с намерением угодить Аллаху. Поэтому, когда верующий идет на работу, он совершает ибадат, если стремится к халяль-доходу в исполнение своей обязанности материального обеспечения семьи. Но между этими двумя категориями поклонения нужно провести различие:
а) Первая категория включает в себя прямой ибадат – действия, важные сами по себе.
б) Вторая же категория включает косвенный ибадат – мирские поступки, становящиеся ибадатом посредством правильного намерения и соблюдения норм шариата.
Хотя второй вид поклонения важен, поскольку распространяет ибадат на всю нашу жизнь, есть опасение, что, вследствие их природы, под данными действиями могут маскироваться иные мотивы. (Хожу ли я на работу, исполняя ибадат, или же в действительности гонюсь за карьерой и богатством?) Здесь на спасение приходит прямой ибадат. Посредством него мы можем очистить наши мотивы и восстановить нашу связь с Аллахом.
Ислам не одобряет монашества. Ислам не требует от нас навсегда изолироваться от этого мира, поскольку наше испытание – в проживании здесь в соответствии с велениями нашего Создателя. Но ислам требует брать периодические паузы от мирских занятий. Обязательный намаз – тому пример. После многих часов мирских занятий, мы на несколько минут отходим от них и предстаем перед Аллахом, напоминая себе о том, что никто, кроме Него, недостоин поклонения и нашего беспрекословного послушания. Рамадан поднимает планку еще выше, проводя интенсивную тренировку в течение целого месяца.
Этим духом пронизан итикаф – уникальный ибадат, связанный с рамаданом. Во время итикафа человек бросает все свои обычные дела и входит в мечеть на определенный срок. В этом – большая ценность, и каждой мусульманской общине рекомендуется предоставить хотя бы одного человека, который бы совершил итикаф в последние десять дней рамадана. Но даже тем, кто не может выделить десять дней на это, рекомендуется проводить в мечети как можно больше времени.
Посредством прямого ибадата мы «перезаряжаем свои батарейки». Косвенный же ибадат позволяет нам использовать накопленный заряд для управления нашим кораблем жизни. Рамадан – месяц для восстановления нашей духовной силы. Насколько мы воспользуемся этой возможностью, зависит от нас.
Халид Байг
Источник (англ.): albalagh.net
Словарь
Фетвы
Биографии
Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →