Имам Абу Ханифа
Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и
муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым
муджтахидом, мухаддисом и авторитетной личностью. Он действительно был
аскетичным, мудрым и набожным.
Огромное количество
мухаддисов, а также ученых ханафитского, шафиитского, маликитского и
ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных
сторон Имама сахиба. Тысячи трудов были написаны имамом Абу Ханифой
(рахматуллахи алейхи). Имам Абу Ханифа — единственный из всех имамов, удостоившийся
титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов). Значительное количество
ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи), и
более половины уммы Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) и по
сей день продолжает придерживаться его учения.
Он родился в
эпоху сахабов (радиаллаху анхум). Воздержанность, богобоязненность, щедрость,
ученость, добродетельность — все эти качества были присущи имаму Абу
Ханифе (рахматуллахи алейхи).
Он был родом из Куфы, которая в то время была
мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников
(радиаллаху анхум) Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). В Куфе родилось
более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками
Святого Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Куфа являлась тем
городом, в котором когда-то проживали почтенный хазрат Абдулла ибн Масуд
(радиаллаху анху) и почтенный хазрат Абу Хурайра (радиаллаху анху).
Именно в этом
известном образовательном центре и получил воспитание и образование Имам
сахиб. Также много знаний и пользы он извлек и у ученых Аль-Харамэйн.
Родословная
Нуман
ибн Сабит ибн Зута ибн Мах (или ибн Марзубан) (расхождение во мнениях
имеется только относительно формулировки, а не имени)
Год и место рождения
80 год по хиджре, г. Куфа (Ирак).
Известные обращения к нему
Имам Азам / Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи)
Особенный факт
Единогласно признается, что имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был табиином.
В разных источниках приводятся различные данные по количеству
сподвижников, которых видел Имам сахиб. Сахиб-Икмаль передает, что их
было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С
наиболее противоположным мнением выступает хафиз Альмиззи, который
говорит о семидесяти двух сподвижниках (радиаллаху анху).
Получение знаний
Начальные
исламские знания имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) приобрел еще в детстве, но
период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца.
Впоследствии, он продолжил семейное дело.
Источник заработка:
Торговля шелком
Продолжение обучения
К
22 годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В
этот период имам Ша’би (рахматуллахи алейхи) посоветовал имаму Абу Ханифе (рахматуллахи алейхи)
приобщиться к какому-нибудь ученому.
Не сумев ответить на вопрос о
правильной процедуре развода в соответствии с Сунной, имам Абу Ханифа
(рахматуллахи алейхи) начал посещать собрания имама Хаммада (рахматуллахи алейхи) – ученика хазрата
Анаса (радиаллаху анху), покончив тем самым с участием в дебатах. Следующие десять
лет он провел в качестве ученика имама Хаммада (рахматуллахи алейхи). Через два года в
связи со смертью одного из своих родственников имам Хаммад (рахматуллахи алейхи)
внезапно уехал на два месяца в Басру, оставив имама Абу Ханифу (рахматуллахи алейхи)
продолжать его работу в Куфе. Имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) оставался учеником
Имама Хаммада (рахматуллахи алейхи) еще восемь лет.
Наиболее значимый учитель фикха
Имам Хаммад (рахматуллахи алейхи)
Наиболее значимый учитель хадисов
Имам Амир Ша’би (рахматуллахи алейхи)
Количество переданных хадисов
4000 хадисов, из которых 2000 хадисов были получены у одного только имама Хаммада (рахматуллахи алейхи)
Значимые принципы определения приемлемости хадисов, на которые опирался имам Абу Ханифа
- Хадис должен запоминаться в правильной форме с самого первого дня, когда он был услышан, до самого момента его передачи.
- Хадис должен исходить от Святого Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и передаваться только по цепочке абсолютно надежных людей.
- Любые хадисы, которые противоречат Корану или другим известным хадисам, являются неприемлемыми.
Амир ибн Шурахбиль, Ша’аби Куфи, Алькама ибн Мартад, Зияд ибн Илака, Ади ибн Сабит, Катада Басри, Мухаммед ибн Мункадир Мадни, Симак ибн Харб, Кайс ибн Муслим Куфи, Мансур ибн Умар и многие другие.
Краткий список учеников Имама Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи)
Кази Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Зуфар ибн Хузайль, Хаммад ибн Абу Ханифа, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Юнус ибн Исхак, Абу Бакр ибн Айяш, Абдулла ибн Мубарак, Али ибн Асим, Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса и многие другие.
Труды имама Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи)
«Китаб-уль-Асар» - труд, созданный на основе 70 тысяч хадисов, «Алим-уаль-мута‘аллим», «Фикх Акбар», «Джами’уль Масанид», «Китабуль Рад аляль Кадирия» и многие другие.
Качества имама Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи)
Беспристрастность
Имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) никогда ни от кого не принимал покровительственных даров и поэтому не был никому обязан.
Гуманность и щедрость
Однажды, увидев проходившего мимо имама Абу Ханифу (рахматуллахи алейхи), прохожий свернул на другую дорогу. Когда имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) спросил его о причине такого поступка, тот ответил, что он устыдился, поскольку был должен имаму Абу Ханифе (рахматуллахи алейхи) 10 тысяч дирхамов. Скромность человека поразила имама Абу Ханифу (рахматуллахи алейхи), и он простил должнику его долг.
Отзывчивость
Однажды, находясь в мечети, Имам сахиб услышал весть о том, что с крыши упал человек. Имам сахиб немедленно покинул собрание и, не надевая туфли, босиком устремился к месту происшествия. До тех пор, пока здоровье упавшего не пришло в норму, Имам сахиб ежедневно навещал его ухаживая за ним.
Манеры
Имам сахиб никогда не начинал говорить, если только в этом не было необходимости. Один человек как-то сказал Суфьяну Саури (рахматуллахи алейхи), что он никогда не слышал, как Имам сахиб злословил о ком-то. Суфьян (рахматуллахи алейхи) ответил: «Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные хорошие поступки».
Воздержанность и богобоязненность
- Рассказывает Шарик: «Я ни разу не видел, чтобы имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) отдыхал в ночные часы».
- Передает Абу Нуайм: «Даже перед исполнением намаза имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) плакал и взывал к Аллаху».
- «В Коране нет такой суры, которую бы я не читал во время нафль-намазов» (Абу Ханифа, рахматуллахи алейхи)
- Хариджа ибн Мусаб передает, что есть четыре религиозных лидера, которые полностью прочитали весь Коран за один ракаат. Это Усман ибн Аффан (радиаллаху анху), Тамин Дари (рахматуллахи алейхи), Саид ибн Джубайр (рахматуллахи алейхи) и имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи).
- Однажды прошла весть об украденной овце. Имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) начал узнавать, как долго живут овцы. Разузнав, он не ел мясо овцы в течение семи лет, боясь, что это мясо может принадлежать украденному животному.
- Сорок лет подряд имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) совершал фаджр-намаз с омовением, которое он брал для иша-намаза.
Шестьдесят
Количество совершенных им хаджей
Пятьдесят пять
Испытания и невзгоды
Испытание первое
Во время правления Ибн Хубайры имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) отказался от его предложения занять пост верховного судьи (так как Имам сахиб не хотел помогать в порочных делах).
Последствия отказа
Его проводили через весь город на лошади, при этом хлестая его 10 раз ежедневно в течение 11 дней подряд.
Испытание второе
Во время правления Абу Джафара Мансура это предложение было сделано повторно, и снова последовал отказ.
Последствия отказа
Заключение в темницу и жестокое избиение.
Продолжение испытания
Халиф Абу Джафар Мансур снова настоятельно потребовал от Имама сахиба пересмотреть свое решение. В конце концов, Имам сахиб поклялся Аллахом, что не примет его.
Последствия
С Имама сахиба сняли рубашку и нанесли 30 ударов плетью. Кровь текла до самых пяток. Его в очередной раз заточили в темницу и 15 дней ограничивали питание, после чего его заставили выпить яд, из-за которого он и пал смертью шахида.
Положение при наступлении смерти
Саджда
Возраст и дата смерти
В возрасте 70 лет: в 150 г. по хиджре в месяц Раджаб (есть также мнения, что это произошло в месяц Шаабан или же в Шавваль).
Похороны
Было проведено шесть джаназа-намазов для того чтобы смогли принять участие более пятидесяти тысяч человек, собравшихся на его похороны. Хаммад, его сын и единственный ребенок, возглавил последний джаназа-намаз.
Central-Mosque.com (статья заимствована у Дар уль-Улюм Бёри)
Перевод: Askimam.ru
последние Биографии
Словарь
Фетвы
Статьи
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →