День Ашура в исторической перспективе
До того, как был введен пост месяца рамадана, мусульманам был предписан пост в день Ашура. Еще в докоранические времена пост в этот день соблюдали иудеи и жители Аравии.
Хадисы о дне Ашура
Имам Бухари (милость ему Аллаха) приводил рассказ Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), как после переселения в Медину пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что иудеи постятся в день Ашура. На вопрос о причине такого поступка они ответили, что в этот день Бог спас евреев от врагов, и Моисей (мир ему) стал в этот день поститься в качестве благодарности Богу. На это пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Моисей ближе ко мне, чем к вам.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и его последователи стали поститься в этот день.
В сборнике имама Муслима (милость ему Аллаха) говорится, что это самый важный день. В этот день Бог спас Моисея (мир ему) и его последователей, потопил фараона и его армию. Моисей (мир ему) постился в этот день в качестве благодарности. Имам Бухари приводил по этому поводу сообщение от Абу Бишра:
Мы тоже постимся в этот день в знак уважения к Моисею (мир ему).
Рассуждения Беруни
Но известный математик Беруни, сравнив иудейский и аравийский календари, выразил сомнение в верности данных сообщений. Он писал:
Как сообщается, «ашур» – еврейское слово, которое преобразовалось в «Ашура» на арабском и соответствует 10-му числу иудейского месяца тишрея. Пост в этот день называют Йом-Киппур. Данный день вошел в арабский календарь как 10-й день первого месяца арабского календаря по аналогии с иудейским календарем, где данный день тоже является 10-м числом первого месяца.
Как день поста для мусульман данная дата была установлена в первый год после переселения в Медину и отменена после введения поста рамадана. Согласно хадису, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину и увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их о причине, и ему ответили, что в этот день Бог потопил фараона с его войском и спас Моисея (мир ему) с его последователями, и что Моисей постился в этот день в знак благодарности. Далее пророк (мир ему и благословение Аллаха) отметил, что Моисей (мир ему) ближе к нему, чем к иудеям, и мусульмане стали поститься в этот день. После введения поста рамадана пророк более не предписывал (впрочем, и не запрещал) поститься в этот день.
Но данный хадис ошибочен и не заслуживает доверия. Дело в том, что 1-е мухаррама 1-го года переселения приходилось на пятницу и соответствовало 16-му таммуза, в то время как 1-й день иудейского года соответствовал 29-му сафара. То есть день Ашура должен был прийтись на четверг, 9-го раби-уль-авваля, в то время как переселение произошло в первую половину данного месяца. Эти две даты никак не могут быть сопоставлены…
Мнение, что в этот день Бог потопил фараона, тоже не находит подтверждения в Торе. Согласно Торе, это событие произошло 21-го нисана, седьмой день Песаха. После прибытия в Медину пророка (мир ему и благословение Аллаха) первый иудейский пост Песаха состоялся 22-го адара, что соответствовало 17-му рамадана. То есть данное сообщение тоже не находит подтверждения.
При всем уважении к знаниям Беруни понятно, что его рассуждения построены исключительно на догадках.
Первая ошибка Беруни
Так, он предположил, что беседа, о которой рассказали Ибн Аббас и другие сподвижники, состоялась в первый же день прибытия пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медину. Такое заблуждение связано со слабым представлением о хадисоведении. Из приведенного ранее хадиса отнюдь не следует вывод, сделанный Бируни. Это очевидно, например, по другому хадису, переданному Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах), в котором содержится аналогичная словесная конструкция:
Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину и увидел, что местные жители отмечают два дня в качестве праздников, он спросил их о причине, и ему ответили:
– Это были дни развлечений в языческие времена.
– Бог дал вам взамен два лучших праздника: праздник разговения и праздник жертвоприношения, – ответил пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Как видим, здесь используется аналогичное выражение, что и в предыдущем хадисе, однако найдется ли кто-нибудь, кто заявит, что хадис заявляет о праздновании этих дней ровно в день прибытия пророка (мир ему и благословение Аллаха), и на этой основе засомневается в верности хадиса? Такие ошибочные трактовки встречаются и в отношении других хадисов.
Шейх Ибн Хаджар Аскалани (милость ему Аллаха) так комментировал аргументы Беруни:
Его сомнения в верности хадиса порождены тем, что прибытие в Медину пророка (мир ему и благословение Аллаха) должно было состояться, как он посчитал, в день Ашура во время иудейского поста, в то время как реальное прибытие приходилось на месяц раби-уль-авваль. Ошибка Беруни кроется в неверной трактовке хадиса. Настоящий его смысл в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал о посте в день Ашура после переселения в Медину. То есть он прибыл в Медину, некоторое время там пробыл, далее настал день Ашура, когда и был обнаружен данный иудейский обычай.
Пояснения шейха Ибн Хаджара (милость ему Аллаха) демонстрируют отсутствие хронологических несоответствий в отношении поста в день Ашура.
Вторая ошибка Беруни
Беруни также утверждал, что пост в день Ашура обозначает 10-й день иудейского месяца тишрея, именуемый Йом-Киппур (Пост искупления) и отмечаемый иудеями превыше любого иного поста. Но в хадисе нет ни единого указания на это. Да и Торой это не подтверждается, поскольку Пост искупления был установлен в искупление смертного греха и соблюдается как день покаяния и скорби.
О Дне искупления (10-м дне 7-го месяца тишрея) в Левите (третьей книге Торы) говорится так:
И да будет это для вас вечным установлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте души свои и никакой работы не делайте, ни житель страны, ни пришелец, живущий среди вас. Ибо в этот день искупят вас для очищения вашего: ото всех грехов ваших пред Богом очиститесь вы. Это суббота покоя для вас, чтобы смиряли вы души свои; это установление вечное. (Левит, 16:29–31)
В Левите также говорится:
И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: «Но в десятый день седьмого месяца этого – день искупления, священное собрание будет у вас, и смиряйте души ваши, и приносите огнепалимые жертвы Богу. Никакой работы не делайте в этот самый день, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Богом, Всесильным вашим». (Левит, 23:26–28)
О том же говорится в Книге Чисел (четвертой книге Торы):
А в десятый день этого седьмого месяца священное собрание пусть будет у вас, и смиряйте души ваши, никакой работы не делайте. (Числа, 29:7)
При этом день Ашура, согласно хадисам, наоборот, отмечался иудеями как день радости:
– имам Бухари (милость ему Аллаха) приводил рассказ Абу Ашари (да будет доволен им Аллах), что иудеи считали этот день праздником, и, видя это, пророк (мир ему и благословение Аллаха) посоветовал поститься своим сподвижникам;
– имам Муслим (милость ему Аллаха) сообщал со слов Кайса ибн Муслима, что мужчины, считавшиеся праведными, постились в день Ашура и отмечали его как праздник, их женщины надевали лучшую одежду и украшения, и пророк (мир ему и благословение Аллаха), увидев это, сказал сподвижникам: «Вы тоже должны поститься в этот день»;
– Курейб ибн Саад передавал сообщение от Умара (да будет доволен им Аллах): «В Судный день Бог спросит вас о двух постах: пост рамадана и пост дня украшения».
То есть неверно будет называть Ашура Днем искупления. Будь это так, это был бы день горя и причитаний, в то время как день Ашура, о котором говорится в хадисах, – день веселья и украшения.
Ту же ошибку допускали некоторые западные исследователи. Например, Абрахам Катиш в своей книге «Иудаизм в исламе» писал о Дне искупления так:
Мухаммад поначалу установил этот день в качества дня поста для мусульман.
Сами же иудеи в отношении дня Ашура говорили, что это день, в который Бог спас евреев от их врагов. И этого достаточно, чтобы развеять сомнения в этой связи. В Торе неоднократно указывается на месяц авив, который впоследствии стал известен как нисан. В «Энциклопедии знаний» о слове «авив» говорится так:
Это еврейское слово, означающее «зеленый». Является названием первого месяца еврейского года. Данное наименование было дано Моисеем и примерно соответствует апрелю. Когда иудеи оказались в вавилонском изгнании, они изменили название месяца на нисан («месяц цветов»). В середине его отмечается Песах.
Беруни и сам говорил, что День искупления не стоит соотносить с тем днем, в который Бог потопил фараона с его войском:
Они полагают, что в этот день Бог потопил фараона, однако в Торе говорится обратное, поскольку там сообщается, что это произошло 21-го нисана, в седьмой день Песаха. В Торе (Исход, 12:18) говорится: «С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте опресноки до вечера двадцать первого дня того же месяца».
Общий вывод
Мы приходим к выводу, что день Ашура, о котором говорится в хадисах Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) и др., и в который мусульман призывали поститься, и который был включен в число практически обязательных действий в раннюю эпоху ислама, в целом соответствует середине еврейского месяца авив, название которого было сменено на нисан во время вавилонского изгнания еврейского народа, и который отмечался ими в качестве радостного праздника и дня поста. В тот день евреи покинули Египет, а фараон был потоплен. Во второй книге Торы говорится:
И сказал Моше народу: «Помните день этот, в который вы вышли из Египта, из дома рабства, ибо сильной рукою вывел Бог вас оттуда – и не ешьте квасного! Сегодня вы выходите, в месяце колосьев (авив)». (Исход, 13:3–4)
Среди мусульманских теологов имеется единое мнение, что тот день Ашура, о котором говорится в хадисах, соответствует 10-му дню арабского месяца мухаррама 2-го года хиджры. С введением поста рамадана предписание поститься в день Ашура было отменено.
Кроме того, попытки соотнесения лунного арабского календаря с солнечным иудейским в лучшем случае являются гипотетическими. Еще больше ситуация запутана в связи с арабским языческим обычаем наси, из-за которого месяцы сдвигали и откладывали, пока Коран не запретил подобные действия:
Откладывание месяца лишь увеличивает неверие. От этого неверующие вводятся в заблуждение. (Коран, 9:37)
Во время прощального хаджа пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил:
Время вернулось к изначальному состоянию эпохи сотворения небес и земли.
То есть арабы до этого столь часто меняли дни, недели, месяцы и годы, что нельзя ни доверять старому календарю, ни пытаться восстановить его изначальную форму математическими методами. Соответственно, нельзя подвергать сомнению достоверность надежно переданных хадисов лишь на основе ошибочного, постоянно менявшегося календаря.
Кроме того, возможно, что в отношении дня Ашура мединские иудеи придерживались несколько иных правил, чем остальные иудеи, и отмечали его с бо́льшим энтузиазмом и регулярностью, то есть в этом отношении они были похожи на арабов, которые, видя, что столь много важных событий случилось в этот день, постились во время него в знак почтения.
Имам Муслим (милость ему Аллаха) передавал следующее сообщение госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах):
Курайшиты постились в день Ашура в языческие времена, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) тоже соблюдал пост в этот день.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание: иудеи, живущие в разных странах, постились в разные дни. В «Иудейской энциклопедии» говорится, что, помимо установленных дней поста, имелись дни поста местного значения, которые варьировались от страны к стране. Среди иудеев были также распространены «личные» дни поста, то есть человек мог взять на себя обязательство поститься в определенные дни в память об определенных событиях или во время невзгод, стремясь к Божьей милости. То есть вполне возможно, что день Ашура как 10-й день первого месяца арабского календаря был свойственен исключительно аравийским иудеям. И, быть может, именно поэтому Талмуд и иудейский календарь ничего по этому поводу не говорят. Некоторые историки соотносили этот день с Постом искупления, который все иудеи, независимо от места проживания, считали обязательным. Сторонники данного мнения были склонны к сомнениям в отношении приведенных выше хадисов. Но такое суждение вызвано незнанием обычаев иудеев, живших в разных регионах мира, особенно в Аравии, где в течение целых поколений иудеи жили в качестве отдельной общины с собственными верованиями и обычаями, имея свои взгляды на историю.
Абу Хасан Али Надви
Словарь
Фетвы
Биографии
Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →