Контроль за языком
15 июля 2009
Влияние языка
Язык может творить настоящие чудеса. Это врата сердца, передающие его послание. Его сила больше, чем власть могущественного монарха. При правильном использование он приносит счастье, а при неправильном – горе и беды. Он может привести к раю или, наоборот, к аду:
– Без него никакое богослужение не может быть выполнено. Без него мы бы даже не смогли засвидетельствовать о своей вере. Не смогли бы дать правильный совет, побуждая к добру и запрещая зло.
– При этом не стоит забывать о вреде, к которому он может привести: если б не наши пустые и злые слова, ссоры, непристойные упреки, аморальные песни, обращения к лжебогам, лживые обещания, лицемерие, злословие, лесть и дурные советы, то все бы люди вошли в рай безгрешными.
Иными словами, контроль над языком чрезвычайно важен для построения набожной и полезной жизни человека. Это наш проводник, через которого мы выражаем свою речь. Нам нужно держать его в узде, как наездник держит в узде коня. Если отпустить эту узду, язык, словно дикая лошадь, приведет нас к страшной участи. При умелом контроле за языком он станет нашим сокровищем, приведет нас к успеху и триумфу. Если же мы пустим все на самотек, его наездником станет дьявол.
Язык — средство выражения мыслей нашей души. Если этот «конь» хорош, то поездка на нем – сплошное удовольствие. Если же он плох, то лучше уж совсем не использовать его (то есть молчать), чтобы не испортить себе жизнь. Если есть опасения от зла языка, лучше промолчать, ведь молчание – лучший компонент мужества.
Четыре вида разговоров
Разговоры можно подразделить на четыре вида:
– чрезвычайно вредные,
– чрезвычайно полезные,
– смешанные (т. е. есть и польза, и вред),
– пустые (ни пользы, ни вреда).
Обязанностью каждого человека является молчание в случае первого вида, поскольку он ведет к опасностям так же, как и лошадь без узды. Второй вид является противоположной крайностью и соответственно является лучшим. В случае третьего и четвертого видов рекомендовано молчание.
Преимущество молчания
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
Кто сохранит молчание, получит спасение.
Рай – для человека, контролирующего свой язык.
Пророк Иса (мир ему) говорил:
Богослужение состоит из одиннадцати частей, девять из которых – молчание.
Обратимся снова к словам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
Разве ноздри и лица людей опрокинут не за злоупотребление языком?
Аллах запретил фривольные истории и беседы и многократный вопрос!
Не говорите слишком много без поминания Аллаха, ведь это утяжеляет сердце.
Самым худшим ростовщичеством является удлинение речи в отношении чести мусульманина.
Знаете, что будет главным, что введет людей в огонь? Отсутствие контроля над языком и половыми органами.
От языка немало бед, среди которых:
1) пустые разговоры и совершение бесполезного;
2) злословие;
3) лесть;
4) лживые речи и клятвы.
Распространение лживых слухов включает, как минимум, следующее:
1) ложь,
2) клевету.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) неоднократно предостерегал от этих действий. Например, передают следующие его слова:
Поистине, раб может сказать что-нибудь угодное Всевышнему, чему сам он и не придаст значения, но за что Аллах возвысит его на много степеней. И, поистине, раб может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Всевышнего, чему сам сказавший и не придаст значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад… Он спускается в ад по этой причине дальше, чем расстояние между востоком и западом.
Злословить о мусульманине – это проступок, а воевать с ним – неверие.
Передают также следующий диалог между пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижниками:
– Знаете, что такое злословие?
– Аллах и Его посланник знают лучше, – ответили сподвижники.
– Злословие – это ваш разговор о вашем брате, который не нравится ему.
– А если то, о чем говорится, присутствует в этом брате?
– Если то, о чем вы говорите, присутствует в нем, это все равно будет злословием, а если то, о чем вы говорите, ему не присуще, вы будете клеветать на него.
Приводится еще одно высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха) на эту тему:
Человек произносит доброе слово, не зная о его далеко идущих последствиях, а Аллах записывает за ним Свое довольство вплоть до дня, когда Он встретит его; человек произносит злое слово, не зная о его далеко идущих последствиях, а Аллах записывает против него Свое недовольство вплоть до дня, когда Он встретит его.
Укба, сын Амра, рассказывал, как он однажды спросил пророка:
– Что есть спасение?
– Сдержите ваш язык и сидите дома, и рыдайте над своими грехами.
Передаются также следующие слова пророка (мир ему и благословения Аллаха):
Когда человек поднимается после сна утром, все части тела покорно обращаются к языку и говорят: «Бойся Аллаха ради нас, ведь мы зависим от тебя: если ты будешь прямым, то и мы станем придерживаться прямоты, а если ты искривишь, то и мы будем кривыми!»
Из красоты ислама в человеке – отказ человека от того, что его не касается.
Суфьян, сын Абдуллы, рассказывал, как спросил пророка:
– Что самое страшное из того, о чем ты боишься за меня?
В ответ пророк взял язык и сказал:
– Это.
Наконец, передают следующие высказывания пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
Человек произносит слово, которое он говорит лишь, чтобы другие засмеялись. И за это пустое развлечение он падает вниз на расстояние как между небом и землей, ведь он проходит больше своим языком, чем ногами.
Лучшие из рабов Аллаха – те, при виде которых поминаешь Аллаха; а худшие из рабов Аллаха – те, кто бродит около клеветников, распространяет клевету, вносит раздор между набожными людьми.
Степень человека молчания лучше, чем богослужение на протяжении 60 лет.
Передано для askimam.ru Советом алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Язык может творить настоящие чудеса. Это врата сердца, передающие его послание. Его сила больше, чем власть могущественного монарха. При правильном использование он приносит счастье, а при неправильном – горе и беды. Он может привести к раю или, наоборот, к аду:
– Без него никакое богослужение не может быть выполнено. Без него мы бы даже не смогли засвидетельствовать о своей вере. Не смогли бы дать правильный совет, побуждая к добру и запрещая зло.
– При этом не стоит забывать о вреде, к которому он может привести: если б не наши пустые и злые слова, ссоры, непристойные упреки, аморальные песни, обращения к лжебогам, лживые обещания, лицемерие, злословие, лесть и дурные советы, то все бы люди вошли в рай безгрешными.
Иными словами, контроль над языком чрезвычайно важен для построения набожной и полезной жизни человека. Это наш проводник, через которого мы выражаем свою речь. Нам нужно держать его в узде, как наездник держит в узде коня. Если отпустить эту узду, язык, словно дикая лошадь, приведет нас к страшной участи. При умелом контроле за языком он станет нашим сокровищем, приведет нас к успеху и триумфу. Если же мы пустим все на самотек, его наездником станет дьявол.
Язык — средство выражения мыслей нашей души. Если этот «конь» хорош, то поездка на нем – сплошное удовольствие. Если же он плох, то лучше уж совсем не использовать его (то есть молчать), чтобы не испортить себе жизнь. Если есть опасения от зла языка, лучше промолчать, ведь молчание – лучший компонент мужества.
Четыре вида разговоров
Разговоры можно подразделить на четыре вида:
– чрезвычайно вредные,
– чрезвычайно полезные,
– смешанные (т. е. есть и польза, и вред),
– пустые (ни пользы, ни вреда).
Обязанностью каждого человека является молчание в случае первого вида, поскольку он ведет к опасностям так же, как и лошадь без узды. Второй вид является противоположной крайностью и соответственно является лучшим. В случае третьего и четвертого видов рекомендовано молчание.
Преимущество молчания
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
Кто сохранит молчание, получит спасение.
Рай – для человека, контролирующего свой язык.
Пророк Иса (мир ему) говорил:
Богослужение состоит из одиннадцати частей, девять из которых – молчание.
Обратимся снова к словам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
Разве ноздри и лица людей опрокинут не за злоупотребление языком?
Аллах запретил фривольные истории и беседы и многократный вопрос!
Не говорите слишком много без поминания Аллаха, ведь это утяжеляет сердце.
Самым худшим ростовщичеством является удлинение речи в отношении чести мусульманина.
Знаете, что будет главным, что введет людей в огонь? Отсутствие контроля над языком и половыми органами.
От языка немало бед, среди которых:
1) пустые разговоры и совершение бесполезного;
2) злословие;
3) лесть;
4) лживые речи и клятвы.
Распространение лживых слухов включает, как минимум, следующее:
1) ложь,
2) клевету.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) неоднократно предостерегал от этих действий. Например, передают следующие его слова:
Поистине, раб может сказать что-нибудь угодное Всевышнему, чему сам он и не придаст значения, но за что Аллах возвысит его на много степеней. И, поистине, раб может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Всевышнего, чему сам сказавший и не придаст значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад… Он спускается в ад по этой причине дальше, чем расстояние между востоком и западом.
Злословить о мусульманине – это проступок, а воевать с ним – неверие.
Передают также следующий диалог между пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижниками:
– Знаете, что такое злословие?
– Аллах и Его посланник знают лучше, – ответили сподвижники.
– Злословие – это ваш разговор о вашем брате, который не нравится ему.
– А если то, о чем говорится, присутствует в этом брате?
– Если то, о чем вы говорите, присутствует в нем, это все равно будет злословием, а если то, о чем вы говорите, ему не присуще, вы будете клеветать на него.
Приводится еще одно высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха) на эту тему:
Человек произносит доброе слово, не зная о его далеко идущих последствиях, а Аллах записывает за ним Свое довольство вплоть до дня, когда Он встретит его; человек произносит злое слово, не зная о его далеко идущих последствиях, а Аллах записывает против него Свое недовольство вплоть до дня, когда Он встретит его.
Укба, сын Амра, рассказывал, как он однажды спросил пророка:
– Что есть спасение?
– Сдержите ваш язык и сидите дома, и рыдайте над своими грехами.
Передаются также следующие слова пророка (мир ему и благословения Аллаха):
Когда человек поднимается после сна утром, все части тела покорно обращаются к языку и говорят: «Бойся Аллаха ради нас, ведь мы зависим от тебя: если ты будешь прямым, то и мы станем придерживаться прямоты, а если ты искривишь, то и мы будем кривыми!»
Из красоты ислама в человеке – отказ человека от того, что его не касается.
Суфьян, сын Абдуллы, рассказывал, как спросил пророка:
– Что самое страшное из того, о чем ты боишься за меня?
В ответ пророк взял язык и сказал:
– Это.
Наконец, передают следующие высказывания пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
Человек произносит слово, которое он говорит лишь, чтобы другие засмеялись. И за это пустое развлечение он падает вниз на расстояние как между небом и землей, ведь он проходит больше своим языком, чем ногами.
Лучшие из рабов Аллаха – те, при виде которых поминаешь Аллаха; а худшие из рабов Аллаха – те, кто бродит около клеветников, распространяет клевету, вносит раздор между набожными людьми.
Степень человека молчания лучше, чем богослужение на протяжении 60 лет.
Передано для askimam.ru Советом алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Таджвид - специальные правила чтения Священного Корана
Фетвы
Биографии
Имам Абу Хамид Аль-Газали
Абу Хамид ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси аш-Шафии аль-Газали родился в 1058 году н.э. в иранском городе Хорман. Его отец умер, когда он был еще ребенком, но все же ему представилась... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →