Имам Абу Хамид Аль-Газали
Наибольшую известность Аль-Газали получил благодаря своему вкладу в
философию, религию и суфизм. На Западе он известен под латинизированным
именем Альгазель.
Абу Хамид ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси аш-Шафии аль-Газали родился в
1058 году н.э. в иранском городе Хорман. Его отец умер, когда он был
еще ребенком, но все же ему представилась возможность пройти стандартную
учебную программу в Нишапуре и Багдаде. Вскоре его знания в области
религии и философии достигли настолько высокого уровня, что ему выпала
честь стать профессором Низамийского университета в Багдаде, который в
период золотой эпохи исламской истории считался одним из самых известных
образовательных учреждений.
Однако через несколько лет он отрешился от своих научных устремлений и
мирских интересов, став странником-аскетом. Это стало для него временем
духовного преображения. Позже он возобновит преподавание, но вскоре
вновь оставит его. После этого наступит период его отшельнической жизни,
посвященной размышлениям и написанию литературных трудов, результатом
которого стало создание нескольких бессмертных книг.
Аль-Газали умер в 1128 году н.э. в Багдаде.
Аль-Газали внес существенный вклад в религию, философию и суфизм. В тот
период некоторые мусульманские философы следовали и развивали
определенные направления греческой философии, в том числе и
неоплатоническую философию, что приводило к противоречиям с некоторыми
исламскими идеями. Беда пришла и с другой стороны: в суфийском движении
начали появляться люди, пренебрегающие совершением обязательного намаза
и иных обязанностей, возложенных Исламом. Основываясь на своих
неоспоримых знаниях и личном духовном опыте, Газали попытался исправить
эти тенденции как в философии, так и в суфизме.
В философии Аль-Газали поддержал подход математики и точных наук как
верных по своей сути. Однако он применил технику аристотелевской логики и
идеи неоплатонизма, чтобы ими же самими разоблачить недостатки и
пробелы философии неоплатонизма, превалировавшей в то время, и свести на
нет отрицательное воздействие аристотелевской философии и излишнего
рационализма. В противовес некоторым мусульманским философам — таким,
как, например, Фараби — он показывал неспособность разума постигнуть
абсолютное и бесконечное. Разум не способен преступить границы конечного
и ограничен наблюдением за относительным. В то же время, некоторые
мусульманские философы придерживались мнения, что вселенная конечна в
пространстве, но бесконечна во времени. Газали же утверждал, что
бесконечность времени связана с бесконечностью пространства. Со всей
ясностью своих мыслей и силой своих доводов, он смог добиться равновесия
между религией и разумом и обозначил, что бесконечное связано с
религией, а конечное – с разумом.
В религии (особенно в духовной ее составляющей) он избавил суфийский
подход от чрезмерности и восстановил авторитет традиционной религии. В
то же время он подчеркнул важность истинного суфизма, который, по его
убеждению, был путем достижения абсолютной истины.
Аль-Газали написал большое количество книг. Среди его бессмертных трудов
— такие работы, как «Тахафут аль-Фаласифа» («Непоследовательность
философов»), «Ихья аль-Улум аль-Исламия» («Возрождение религиозных
наук»), «Начало праведного пути» и его автобиография «Освобождение от
заблуждений». Некоторые его работы были переведены на европейские языки
еще в эпоху средневековья. Им также были описаны общие сведения об
астрономии.
Являясь одним из величайших исламских теологов, Аль-Газали оставил
глубокий след в истории, и его влияние ощущается и по сей день. Его
теологические доктрины проникли в Европу, оказали влияние на иудейскую и
христианскую схоластику, а некоторые из его доводов, по всей видимости,
были приняты Фомой Аквинским для того, чтобы подобным же образом
возродить авторитет традиционной христианской религии на Западе. Доводы
Аль-Газали в пользу религии были столь сильны, что сторонникам философии
оставалось только обвинить его в дискредитации философии, а в
мусульманской Испании Ибн Рушд даже написал критический ответ на
бессмертный труд имама «Тахафут».
Central-Mosque.com
Перевод: Askimam.ru
последние Биографии
Словарь
Фетвы
Статьи
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →