Частичное следование иному мазхабу
Отрывок из книги известного шафиитского правоведа Ибн Хаджара Хайтами (1504–1567)
Возможны следующие ситуации, когда человек, выбравший один мазхаб, решает последовать мнению другого имама:
|
Ситуация |
Дозволено ли? |
1 |
он
убежден, что в данном случае мнение другого мазхаба перевешивает |
В
этом случае можно следовать более вескому, как он полагает, мнению |
2 |
а) убежден, что
точка зрения его имама – более веская; б) или же не знает,
мнение какого из имамов перевешивает другое |
В обоих случаях
следование позиции другого имама тоже допускается независимо от того, из
религиозной предосторожности это делается или нет. Это не порицается, за
исключением порицаемого (макрух) случая, когда является лишь ухищрением без
намерения религиозной предосторожности |
3 |
цель
– послабление вследствие реальной необходимости |
Это
тоже допускается, кроме случая, когда человек уверен, что мнение его имама –
более веское, и при этом еще убежден, что следование более знающему
обязательно |
4 |
он преследует лишь
цель послабления, не веря в то, что это более веская позиция |
Это недопустимо. Как
говорил Субки: «Человек в этом случае следует
собственному капризу, а не религии» |
5 |
он
поступает так часто, тем самым становясь искателем послаблений, беря на
вооружение самое легкое из каждого мазхаба |
Это
тоже недопустимо, поскольку демонстрирует размывание границ моральной
ответственности |
6 |
составление
посредством этого сборного действия, противоречащего консенсусу (иджме) |
Это недопустимо.
Например, шафиит следует имаму Малику в отношении
чистоты собак, но при этом протирает лишь часть головы при омовении. Намаз в
этом случае не считается действительным ни согласно Малику из-за неполного
протирания, ни согласно Шафии из-за нечистоты собак… |
7 |
человек
следует за своим имамом в совершении определенного действия, а затем, когда
последствия этого поступка – все еще в силе, желает последовать за другим
имамом: например,
ханафит, пользуясь, по своему
мазхабу, правом соседа, выкупает соседний участок; когда же затем кто-то
другой желает сделать то же самое по отношению к нему, он отказывается,
ссылаясь на следование шафиитскому мазхабу |
Это
недопустимо, ведь показывает его ошибку либо в первом поступке, либо во
втором, в то время как он – один морально ответственный человек |
Из книги «Фатава хадисия» Ибн Хаджара Хайтами (стр. 113–114)
Словарь
Зина - незаконные половые отношения: прелюбодеяние (будучи женатым), или блуд (неженатого)
Фетвы
Биографии
В истории человечества всегда встречались люди, посвящавшие свою жизнь общественно-религиозному преобразованию своих народов. Такие люди постоянно появлялись по всему свету. Если с... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →