Колониальное мышление
Современные события мусульманского мира кажутся хаотичными и непоследовательными, если рассматривать их в отрыве от последних двух столетий истории, колониального гнета и появления постколониальных государств. Мусульманам часто говорят, что нужно забыть о прошлом, перестать жаловаться на недавнюю колониальную оккупацию и не искать в ней оправданий для текущего положения дел; колониализм окончен, и несколько десятилетий тому назад мусульманский мир получил независимость. Согласно такой логике, мусульманский мир должен нести полную ответственность за свои нынешние недостатки и перестать винить во всем своих прежних оккупантов.
Если принять такой подход, откроется возможность, популярная среди востоковедов-немусульман, заявить о врожденной неполноценности мусульманского мира и его несостоятельности в решении собственных проблем. Такое заявление основано большей частью на том постулате, что колониализм закончился с уходом колониальных войск, и почти весь мусульманский мир, за исключением Палестины и некоторых других регионов, получил независимость. Однако это предположение основано на весьма грубом и недалеком понимании колониализма и его многослойного подхода к управлению и доминированию. Военная составляющая – это лишь небольшая часть куда более сложной структуры, основанной на материализме и стремящейся достичь контроля отнюдь не только военными способами.
Наиболее грубые уровни данной структуры основаны на прямом, грубом вмешательстве, навязывающем ограничения в пространстве и движении. Но, помимо них, имеются более утонченные слои, использующие психологические методы и стремящиеся овладеть разумом: человеку навязывают требуемые этой структурой представления о мире и «решения» имеющихся проблем. Измерить успешность колониализма можно по тому, насколько люди в подконтрольных территориях придерживаются навязанных представлений и продолжают следовать этим нормам, несмотря на то, что физического подавления со стороны колониалистов уже нет.
Колониалисты склонны объяснять свое доминирование следующими «причинами»:
а) «Вы колонизированы, поскольку вы хуже и сами же поддаетесь управлению извне». Такая точка зрения перекладывает ответственность на жертву. Колониализм объясняют с позиций дарвинизма: выживает тот, кто лучше приспособлен. При этом рассматривают не всю структуру, позволившую колониалистам добиться своего и передавать колониализм из поколения в поколение, а лишь внешнюю форму и видимые результаты. Даже если подконтрольным государствам удается возвыситься на материальном уровне, они все равно оказываются в структурной зависимости от колониальной идеологии, ведь меру успеха диктует исключительно она и никто иной.
б) Колониальную политику пытаются оправдать тем, что ислам, по мнению колониалистов, является отсталой, ретроградной религией, он якобы и есть причина контроля извне и источник нынешних проблем. Отсюда и требования колониалистов к реформации ислама, которая бы подогнала бы его под рамки «просвещенной» современности, самими же колониалистами и диктуемые. В итоге призывы к тому, что быть современным и следовать «модернизированному исламу», – это фактически призыв к признанию ислама как религии с врожденными недостатками и следованию колониальной идеологии, стремящейся дать ответы на все вопросы, которые задаются отнюдь не мусульманами и не для их блага.
Колониальная идеология основана на расизме и материализме – продуктах специфичного европейского исторического опыта, который и пытаются объявить всемирным абсолютом. Колониальная структура в итоге проявляется в образовательных, развивающих и цивилизационных проектах, внедряемых в страны «второго» и «третьего» мира. Их цель – постоянное осознание местными жителями собственной неполноценности. Будет ли при этом использоваться военная сила – это уже дело третье. Колониальная власть заявляет о собственном превосходстве вследствие врожденной биологической и интеллектуальной эволюции, создавшей предпосылки для цивилизации, которая, по мнению колониалистов, напрочь отсутствует у других, в том числе и у мусульман.
Поэтому колониальный проект основан не на истинном развитии человека, а на расовой, интеллектуальной и религиозной иерархии колониалистов. Они объявляют «превосходные народы» (в качестве которых видят, естественно, самих себя) объектом материального обожествления. И это обожествление так отпечатали в умах «второго» и «третьего» мира, что постколониальный период становится ментальным продолжением физического колониализма.
Чем более колониальным было мышление в прошлом, тем сильнее оно проявляется в настоящем, но уже в более сложной и искаженной форме. Прошлое не является прошлым, если в рамках него действуют в настоящем. Мы по-прежнему находимся в колониальном настоящем, несмотря на то, что, казалось бы, колониальная подчиненность осталась в прошлом для большей части мусульманского мира.
Сегодня мусульманин является побочным продуктом колониального мышления, которое заставляет человека видеть себя только через заданные колониалистами нормы. Ответить на вопрос, какие люди являются сегодня мусульманами, сложно, ведь самоопределение и сам ислам люди теперь видят через ментальную призму, заданную колониалистами, что в итоге приводит к видению исламского мира в качестве неполноценного и ущербного.
Посеянные колониализмом споры об исламской традиции, реформе, интерпретациям, роли женщин, власти, государстве, экономике, насилии и правах – это все отпечаток колониализма, и они видятся через заданную им же, а не мусульманами, логику. Именно колониальное мышление, прописанное всем «недочеловекам», стало диктовать, что такое «неполитический ислам» и политический, суфизм и несуфизм, экстремизм и умеренность, современное и традиционное, напрочь разделяя эти понятия. И этот «эталон» прописан теперь всем колониям. В колониальной структуре ислам видят не как последовательную и полноценную систему со своей развитой идеологией и понятиями, а как показатель ущербности и варварства.
Ментальное колониальное мышление внушает своим жертвам чувство беспомощности, и в качестве единственного лекарства прописывает постоянное вмешательство колониального господина или его обученных в рамках заданного мышления агентов. В каждой сфере нашей жизни мы сталкиваемся с этими вторжениями, в том числе под видом гуманитарных имперских проектов или комплекса некоммерческих организаций, проталкивающих более тонкие неолиберальные цивилизационные программы.
Нам внушают, что это мы, подчиненные колониальных господ, не способны развиваться из-за собственной несостоятельности и неготовности, а колониальный господин, который вмешивается в наше развитие и обогащает себя, обеспечивая поток капитала от нас к нему, конечно, ни в чем не виноват.
Сегодня этот господин говорит, что мы, отказавшись от своих «отсталых традиций» и подражая его «успехам», можем стать таким, как он, и это единственный путь к выходу из ущербной отсталости. Колониальный проект по-прежнему действует: в политике, экономике, социальных отношениях, СМИ и религиозных диспутах. В результате то мышление, которое веками существовало на наших землях, уничтожается и заменяется на мышление врожденной неполноценности, внушенное колониалистами.
«Я хуже, а потому не могу» – вот итог отпечатка этого мышления на разум, подвергшийся колонизации. Человек в итоге нуждается в колониальном господине в каждом своем начинании, даже для извлечения смысла из собственной жизни. И даже когда колонизированный человек думает, что он руководствуется собственными мыслями, он на самом деле оперирует теми знаниями, которые были внушены извне, и это делает его еще более зависимым, несмотря на мысли о достижении независимости и собственного разумения. В результате колонизируемые оказываются дважды жертвами: сначала – через прямую колонизацию, затем – через внушенное им мышление, которое внедряет ложное самоопределение. Во времена постколониализма мир становится в итоге колониальным. А независимость на деле оказывается сгустком действий, диктуемых колониальным мышлением, от которого не отходят ни на шаг.
Для освобождения от этих оков мусульманин, в первую очередь, должен очистить свой разум от колониальных и постколониальных взглядов, перестав смотреть на колониалистов как на «сверхлюдей», а затем представив освобожденный от оков колониализма мусульманский мир и посредством этого сформировав будущее.
Хатем Базиан
Источник (англ.): ilmgate.org со ссылкой на Lamppost Education Initiative
Словарь
Фетвы
Биографии
Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →