Хазрат Гулям Хабиб
Знания и элементы духовности, оставленные муршидом-алямом, хазратом, мауланой, пиром (шейхом) Гулямом Хабибом Накшбанди (рахматуллахи алейхи).
Самым высоким статусом обладают люди, ставшие пророками. Под Наби (пророком) подразумевается человек, совершающий «амба», то есть доставляющий новости и знания. Пророки (амбия) были посланы в качестве учителей. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Я был послан в качестве учителя». Причиной ниспослания пророков были учение и обучение. Поэтому учение и обучение являются высшим видом деятельности, который воспитывает в людях человечность и возвышает их над всеми другими живыми созданиями.
Ценность того или иного знания зависит от того, кто является его источником. Дин (религия и образ жизни) и знание Дина получены нами от гордости всех пророков Мухаммада Мустафы (салляллаху алейхи уа саллям). Если бы Мухаммад Мустафа (салляллаху алейхи уа саллям) не передал бы и впоследствии не обучил бы людей данным ему Аллахом (Субханаху уа Та'аля) религиозным знаниям и духовности, тогда никто не смог бы стать алимом. Мухаммад Мустафа (салляллаху алейхи уа саллям) обучил этому сахабов, которые в свою очередь научили этому табиинов, и так каждое поколение учило следующее, пока эти знания не дошли до нас с вами. Таким образом, знания пророков дошли до нас через учение и обучение. Поэтому сохранение у людей человечности, веры у верующих, защита Дина и его укрепление возможны только посредством усиления учения и обучения. Центрами учения и обучения знаниям пророков являются медресе и религиозные школы. Если они присутствуют, то присутствует и свет знаний, в то время как там, где нет ни медресе, ни религиозных школ, ни настоящих алимов, царствует тьма невежества. В таких местах люди рассказывают друг другу что угодно: выдуманные повествования, истории и сказки, в результате чего начинают преобладать обычаи, противоречащие нормам Ислама.
Аллах (Субханаху уа Та'аля) охраняет Дин. Специально для всего человечества Аллах (Субханаху уа Та'аля) установил систему защиты Дина, создал цепочку алимов, факихов и суфиев, которые являются носителями Корана и Сунны, тем самым защищая Коран и Сунну. До назначенного времени Аллах (Субханаху уа Та'аля) будет продолжать ниспосылать искренних защитников и носителей Его Дина, пусть даже они и будут меньшинством. Алимы, факихи и суфии, куда бы они ни направлялись, всегда старались учреждать медресе для спасения человечества, чтобы учение и обучение продолжали свое движение в правильном русле.
Одним из таких людей нашего времени был муршид-алям, махбубуль-арифин, хазрат, маулана Гулям Хабиб Накшбанди (рахматуллахи алейхи) (1322 — 1401 г. хиджры). Он был широко известной религиозной личностью XX века и на протяжении 48 лет учил людей следовать Сунне. Его первичной задачей всегда оставалось учреждение мечетей, медресе и религиозных школ. Он всегда старался сделать все возможное для распространения Дина и слов шахады, и обычно говорил следующее:
«Ни один другой народ не претерпел столько тягот, сколько вынесли мусульмане Индостана во время британского владычества. Англичане, опираясь на свою силу и власть, взрастили лжепророков, распространителей бидга и лжеалимов, любивших славу, почет и богатство. Англичане делали все возможное, чтобы свести мусульман с пути истины, стереть Ислам и исламские традиции с лица земли. Сильно пострадали люди, продолжавшие придерживаться правильного пути. После войны 1857 года алимы и аулия (беспокоившиеся о сохранении Дина) осознали, что дальнейшая война с англичанами не представляется возможной, и поэтому ради сохранения Дина и религиозных знаний они начали учреждать учебные заведения. Так был учрежден Дар уль-Улюм Деобанд, результаты деятельности которого ощущались не только в Индостане, но и во всем исламском мире. Там, где я вырос и провел свою юность, вовсю царствовали недостоверные повествования. Поэтому моей жизненной миссией стало учреждение медресе и религиозных школ, так как мрак джихалята (безграмотности) можно рассеять только с помощью медресе.»
В 1950 году один «мулла», распространяющий бидга, пригласил хазрата (рахматуллахи алейхи) в Чакваль. Хазрат (рахматуллахи алейхи) прибыл в Чакваль в назначенное время и, держа в своих руках, как обычно, Коран, начал говорить. «Мулла» выхватил из рук хазрата (рахматуллахи алейхи) Коран, обозвал хазрата «хулителем Пророка» («густах-расуль») и стащил его с минбара. Хазрат (рахматуллахи алейхи) говорил, что этот распространитель бидга пригласил его, думая, что он — его коллега по рассказам всяких сказок и историй. «Когда я начал читать Коран, он не мог этого вытерпеть: он выхватил Коран, схватил меня за руки и стащил с минбара. В этот самый момент я обратился с дуа к Аллаху (Субханаху уа Та'аля), чтобы он дал мне возможность работать здесь для донесения послания Таухида и Сунны до сердец этих носителей бидга».
Данный случай стал причиной переселения хазрата (рахматуллахи алейхи) в Чакваль. Поначалу, хазрат (рахматуллахи алейхи) приезжал в Чакваль лишь на несколько дней. Хавальдар хаджи Гулям Мухаммад Харе Вала и Хавальдар хаджи Амир Али (также известный как Хадим-Ка'ум) и некоторые люди из их окружения оказывали хазрату (рахматуллахи алейхи) большую помощь. Сначала хазрат (рахматуллахи алейхи) собирал соседей в комнате Хавальдара хаджи Амира Али и обращался к ним со словами из Корана и Сунны. Хазрат (рахматуллахи алейхи) старался исправить поведение и привычки людей, которые они переняли под воздействием выдуманных историй, рассказанных им распространителями бидга. Постепенно к нему начало приходить все больше и больше людей. В середине 1951 года хазрат (рахматуллахи алейхи) окончательно переехал из Ва'улы в Чакваль; и когда он начал совершать свой призыв к Истине и Сунне, на него обрушился целый шквал вражды и критики. Распространители бидга не гнушались использовать совершенно постыдные способы, чтобы остановить его. Хазрата (рахматуллахи алейхи) сажали в тюрьму, а его семье несколько раз отправляли ложные похоронные процессии, однако хазрат (рахматуллахи алейхи) продолжал демонстрировать свою непреклонность. Сначала хазрат (рахматуллахи алейхи) читал свои проповеди в мечети, находившейся позади колледжа на Равалпиндийском шоссе. Позже он переместился в мечеть, которая в настоящее время является соборной (в то время она была небольшой). Хазрат (рахматуллахи алейхи) возглашал азан и ждал, пока кто-нибудь не появится в мечети, но обычно все заканчивалось тем, что он произносил икамат и совершал молитву в одиночестве. В тяжелые моменты хазрат (рахматуллахи алейхи) плакал в мечети, потом возглашал азан, икамат и становился имамом и джамаатом в одном лице.
Чтобы люди не начали присоединяться к хазрату (рахматуллахи алейхи), распространители бидга распустили лживые слухи, что этот человек является «ваххабитом» и «хулителем Пророка», и что тот, кто пойдет в его мечеть или отправит в его мечеть своих детей, тоже станет таким же. Поэтому люди сторонились его. Хазрат (рахматуллахи алейхи) начал ходить по окрестностям с Кораном в руке, показывая людям аяты и говоря, что это аяты сделали его «ваххабитом», и если вы, люди, не хотите со мной общаться, то вырвите эти аяты, чтобы никто не смог стать «ваххабитом». Хазрат (рахматуллахи алейхи) также установил повыше громкоговоритель, начал раздавать Коран с переводом повсюду, где бы ни был слышен звук громкоговорителя, и после этого начинал произносить по микрофону тафсир Корана, указывая на номер страницы и номер аятов. Постепенно люди начали приходить в мечеть и слушать тафсир, некоторые также начали посылать в мечеть своих детей. Вскоре люди привыкли к хазрату (рахматуллахи алейхи). Аллах (Субханаху уа Та'аля) благословил хазрата (рахматуллахи алейхи) прекрасным ахляком, и люди начали съезжаться к нему издалека ради того, чтобы послушать тафсир. Так возникло медресе.
В то время у людей бытовал обычай прислушиваться только к тем, у кого уже есть последователи. Поэтому хазрат (рахматуллахи алейхи) попросил некоторых своих знакомых и людей из соседних селений отправлять своих детей в медресе. Хазрат (рахматуллахи алейхи) также открыл магазин по продаже одежды на Чаппатском рынке, чтобы иметь определенный доход и возможность общаться с местными жителями. Занимаясь торговлей, хазрат (рахматуллахи алейхи) также призывал своих клиентов следовать Сунне.
В 1953 году по всему Пакистану начало распространяться движение «Печать Пророчества» (направленное против учений лжепророков, в частности, ахмадийской секты), в связи с чем хазрат (рахматуллахи алейхи) собрал жителей Чакваля и организовал массовую акцию, повлекшую за собой серию арестов. Во время распространения данного движения люди начали осознавать, что этот «ваххабит и хулитель Пророка» является истинным последователем Сунны, что он — человек дела, и не ограничивается лишь словами. Количество учащихся в медресе начало расти. Хазрат (рахматуллахи алейхи), посоветовавшись со своими товарищами, решил приобрести дом, находившийся позади мечети, чтобы студенты могли оставаться в нем в процессе обучения. Мечеть также была расширена, были добавлены несколько новых комнат для проживания и питания. В 1965 году был приобретен дом, который сейчас является зданием университета им. Аиши Сиддики (Правдивой). В это здание перевели отдел хифза (знания Корана). Однако отдел обучения (хадисов и т.д.) остался в мечети.
В то время была острая нехватка средств, и хазрат (рахматуллахи алейхи) не мог далеко выезжать. Однако к тому времени сын хазрата (рахматуллахи алейхи), маулана, хафиз Абдуррахман (рахматуллахи алейхи), которому было на тот момент 18-19 лет, начал помогать ему по дому, в магазине и по другим поручениям, одновременно продолжая учиться. Учителя также помогали по административным вопросам, что дало возможность хазрату (рахматуллахи алейхи) начать выезжать в другие селения. Благодаря этим поездкам, люди стали узнавать о существовании Дар уль-Улюма и познакомились с человеком, который делал все возможное, чтобы донести послание Таухида и Сунны в чрезвычайно сложных обстоятельствах.
Полковник Фазаль Илахи рассказывает, что он посетил Чакваль в 1966 году. В момент его визита хазрат (рахматуллахи алейхи) договаривался о принятии на работу одного мауланы, предлагая тому 130 рупий в месяц. После того, как маулана ушел, хазрат (рахматуллахи алейхи) сказал, что это действительно великий ученый (маулана Наимулла считает, что это мог быть маулана Гулям Раббани). Вместе с ним хазрат (рахматуллахи алейхи) также принял на работу маулану Масуда Ахмада Хазарви и маулану Шамсуддина.
Маулана Масуд Ахмад Хазарви рассказывает, что его оклад составлял 60 рупий в месяц. В конце месяца, не получив зарплаты, он написал хазрату (рахматуллахи алейхи) письмо, в котором сообщал, что эта зарплата — его единственный источник дохода, в связи с чем он просит ускорить ее выплату. В ответ на письмо хазрат (рахматуллахи алейхи), весь в слезах, сам пришел к нему и объяснил, что у него у самого дома нет даже еды и извинился за задержку с зарплатой. Хазрат (рахматуллахи алейхи) попросил его делать дуа, чтобы дела поправились. С тех пор финансовая ситуация Дар уль-Улюма начала налаживаться и продолжает становиться все лучше и лучше.
В период с 1954 по 1980 годы в Дар уль-Улюме преподавали известные и высококвалифицированные учителя, обучившие сотни выпускников.
Март 1980 года ознаменовал собой начало второго периода развития Дар уль-Улюма. Имя хазрата (рахматуллахи алейхи) стало известным по всему миру, а его второй сын, маулана Абдуррахим, окончил к тому времени университет Ашрафия. Хазрат (рахматуллахи алейхи) решает открыть несколько центров по продвижению Таухида и Сунны вокруг Чакваля. В этом хазрату (рахматуллахи алейхи) большую помощь оказывали его соратники и его сын, маулана, хафиз Абдуррахман (рахматуллахи алейхи). Сначала было начато строительство нынешней Центральной мечети Дар уль-Улюм Ханафия, которое продолжалось 9 лет. Позади мечети было построено красивое здание, площадь которого составила около 250 кв.м. Еще одна мечеть (масджид Хамза) была построена в центре города рядом с правительственным колледжем.
Учреждение доверительного фонда
Собственность Дар уль-Улюма увеличивалась в стоимости каждый день. Известно, что учреждения подобного рода отходят во власть министерства вакфов (пакистанского правительства). Хафиз Абдуррахман (рахматуллахи алейхи) объяснил хазрату (рахматуллахи алейхи) сложившуюся ситуацию и посоветовал ему создать доверительный фонд, чтобы можно было продолжить работу в том же направлении без вмешательства извне. После долгих консультаций был образован доверительный фонд, получивший название «Чаквальский доверительный фонд мауланы пира Гуляма Хабиба». В его основу было положено два принципа:
а) Имущество фонда не может никому передаваться и не может быть продано.
б) Дети и внуки хазрата (рахматуллахи алейхи) будут иметь право управлять административными делами траста, пока они остаются на правильном пути и пути алимов Деобанда.
Устанавливая данные принципы, хазрат (рахматуллахи алейхи) исходил из своего стремления продолжать продвижение таухида и Сунны через данные учреждения и чтобы его потомство также придерживалось этого пути.
Подконтрольные фонду учреждения и планы на будущее
Чаквальский университет Альхабиб
Данный университет должен расположиться у Саргодского шоссе в Хабибабаде. Общая стоимость проекта оценивается ориентировочно в 20 млн. рупий. Было приобретено дополнительно около 3,3 гектар земли у Чаваседен-шахской дороги (в 5 км. от Чакваля в г. Альхабиб) с целью расширения масштабов проекта, что являлось мечтой хазрата (рахматуллахи алейхи). На этой территории уже проведены землемерные работы, и уже был заключен договор с небезызвестной строительной компанией «Gias Associates» из г.Лахор. Архитектурные планы и проекты данного исламского университета по-прежнему находятся в разработке. При бурении земли, на глубине 150 метров были обнаружены источники воды, что само по себе является, по милости Аллаха (Субханаху уа Та'аля), хорошим знамением будущего успеха.
Образовательная система этого грандиозного университета будет включать как традиционную, так и светскую программу. Его выпускники будут владеть знаниями по актуальным направлениям в области различных наук, а также будут компетентны в области религиозных знаний.
Чаквальский университет Аиши Сиддики
В своем праве на получение знаний женщины равны мужчинам. В последние дни своей жизни хазрат (рахматуллахи алейхи) заложил данный университет, чтобы дочери Ислама могли получать знания и пользу. За несколько лет своего существования образовательные стандарты в этом университете достигли поразительных высот. Студентки издалека приезжают сюда, чтобы испытать на себе уникальные методы обучения и распространения религии под руководством выдающихся учителей. Обучение проходит в двухэтажном здании фонда. Для расширения данного проекта был также выкуплен участок земли площадью в 3,3 гектара у Саргодского шоссе. Новый университет должен стать уникальным в своем роде для всего Пакистана, и общая стоимость проекта оценивается в миллионы рупий. В этом году количество выпускников составило 21 человек.
До 1988 года в Дар уль-Улюме преподавали хифз и таджвид Корана. Хазрат (рахматуллахи алейхи) хотел, чтобы было организовано и преподавание хадисов. В связи с важностью данной задачи, некоторые из соратников хазрата (рахматуллахи алейхи) попросили его отложить данный проект. Однако хазрат (рахматуллахи алейхи) имел серьезные намерения на данный счет. Он много путешествовал в поиске учителей, и, в конце концов, в 1989 году началось преподавание хадисов.
В этом же году хазрат (рахматуллахи алейхи), осознав необходимость обучения молодых мусульманок, объявил об учреждении университета им. Аиши Сиддики и передал руководство этим университетом жене одного из его ближайших и верных мюридов, доктора Мурсаля.
Дар уль-Улюм Гульшан-Хабиб
Первый камень в фундамент этого учреждения был заложен судьей Мианом Махбубом Ахмадом примерно в 5 километрах от Чакваля у Лахорского шоссе (Муршидабад) на территории площадью в 0,5 га. В этом же месте собираются построить большую мечеть «Масджид Усман».
Дар уль-Улюм в Корди
Данный Дар уль-Улюм строится в долине Корди (в Кошабском районе) на территории площадью около 1,7 гектара. Учреждение данного института станет великим благом для жителей долины, и сам хазрат (рахматуллахи алейхи) хотел использовать эту землю именно с такой целью.
Соборная мечеть Дар уль-Улюм Ханафия
Эта прекрасная мечеть воплощает в себе красоту, величие и изящество. Ее появление является важным событием в истории Чаквальского района.
Соборная мечеть Хамза
Расположенная рядом с чаквальским правительственным колледжем, эта мечеть известна своей спокойной и безмятежной атмосферой для поклоняющихся.
Соборная мечеть Аль-Хабиб
Эта мечеть расположена у Саргодского шоссе, примерно в двух километрах от города.
Соборная мечеть Хабиб-Худа
Эту мечеть собираются построить рядом с чаквальским автовокзалом. Для этого проекта уже приобретена земля, вырыт колодец для получения воды, и уже скоро должно начаться само строительство.
Мечеть «Вали Масджид» в Чаквале
Данная мечеть расположена в оживленном деловом центре Чаппат Базар.
Central-Mosque.com (Наследие хазрата Гуляма Хабиба (рахматуллахи алейхи)
Перевод: Аскимам.ру
последние Биографии
Словарь
Фетвы
Статьи
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →