Хифзуррахман Сеохарви
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара. В отличие от своих братьев, получивших западное образование в индийском городе Алигархе, Хифзуррахман учился исламу в Деобанде, где хадисы ему преподавал Анвар Шах Кашмири. Когда учитель покинул Деобанд, чтобы возглавить медресе в Дабхеле, ученик последовал за ним, причем занимался там, помимо прочего, также призывом к исламу в соседних городах и селах.1,2
Хазрат был многогранной личностью: борец за независимость, алим, историк, писатель, религиозный и политический лидер, завоевавший уважение и в Индии, и в Пакистане. В течение четверти века (1922–1947 гг.) он боролся против британского колониализма, из-за чего восемь лет провел в тюремном заключении, но даже там не терял времени даром, занимаясь написанием книг.3
Шейх был активен в политике, занимал ведущие посты в Совете алимов Индии как в колониальные времена, так и в эпоху независимости. Он также был одним из основателей Союза писателей (Дели, Индия), который спонсировал и публиковал работы в области ислама.1
Когда Индия, наконец, получила независимость, шейх сыграл важную роль в озвучивании голоса мусульман на высшем политическом уровне. Будучи членом Учредительного собрания, он отстаивал место мусульман в конституции Индии, тем самым приведя ее к светской, а не индуистской форме правления. Кроме того, он был депутатом парламента Индии. Долгое время вместе с министром образования Абу Калямом Азадом они были единственными алимами в индийском парламенте.3
Приведем случай из его жизни, произошедший в 1947 году. Тогда в Индии возросли антиисламские настроения, и мусульман попросту убивали. Хазрат, живший в то время в Дели, совершал то, что вызывало восхищение и уважение: услышав, как кто-то из мусульман остался в той или иной деревне, он ехал за ним на своей машине для его спасения. Так он спас немало жизней.
Но однажды его машину окружила толпа немусульман, и ситуация могла закончиться весьма плачевно. Увидев это, хазрат вышел из машины, вскочил на ее крышу, распахнул пальто на груди и сказал:
– Я тот самый Хифзуррахман, которого британцы держали в тюрьме. Стреляйте в мою грудь! Стреляйте!
Никто не осмелился это сделать, и хазрату удалось выбраться из окружения.4
Он написал ряд книг: «Экономическая система ислама», «Мораль и ее философия», «Очевидный подход», книгу о жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха).3
«Экономическая система ислама» была опубликована в конце 30-х годов XX века. Ее называют «первой полной современной книгой по исламской экономике». Фактически при рассмотрении хронологии написания книг по исламской экономике его имя как автора стоит на первом месте.5
Но главным литературным трудом его жизни стал четырехтомник «Рассказы из Корана» объемом более 1500 страниц, где собраны истории личностей, о которых говорится в Коране. Эта книга стала, вероятно, самым подробным трудом в своей области. Как минимум, дважды переводилась на английский язык. Некоторые ее главы издавали как отдельные брошюры, имеется и сокращенное издание книги. По предложению муфтиев Ибрагима Десаи и Сухайла Тармахомеда в 2014–2015 гг. четырехтомник был также переведен на русский язык.
Редакция Askimam.ru
-
Источники
1. Muhammad Qasim Zaman. Modern Islamic Thought in a Radical Age. – Cambridge University Press, 2012. – ISBN 978-1-107-09645-5. – P. 234.
2. Jamia Islamia Arabia.
3. Arab News.
4. Malfoozaat of Faqeeh-ul-Ummat Mufti Mahmood Hasan Gangohi / Compiled by Mufti Farooq Meeruti. – South Africa, Durban: Madrasah Taleemuddeen, 2010. – Volume 1. – Pp. 400–401.
5. Abdul Azim Islahi. "The Genesis of Islamic Economics" Revisited // Islamic Economic Studies. – Vol. 23, No. 2, November, 2015. – Pp. 1–28.
последние Биографии
Словарь
Фетвы
Статьи
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →