Имам аль-Бухари
Жизнь и труды имама Бухари (рахматуллахи алейхи)
Введение
Кто же не слышал о хазрате, имаме Бухари (рахматуллахи алейхи) и его сборнике «Сахих-уль-Бухари»?
И все же, в настоящее время большинство мусульман пользуются данной
книгой, чтобы найти обоснование своим действиям и поступкам, даже не
зная о биографии ее великого автора.
Сборнику Бухари принадлежит статус самой достоверной книги после
Священного Корана. Зададимся вопросом, почему «Сахих-уль-Бухари»
занимает столь высокое положение.
Для того чтобы полностью осветить все аспекты жизни имама Бухари (рахматуллахи алейхи) и
его великих трудов, не хватит и целой книги. Данная статья призвана
дать общее представление о жизни великого ученого, а также пролить свет
на то, каким образом им был составлен блистательный сборник.
Да благословит Всемогущий Аллах столь великую личность, которая
посредством составления великолепного сборника стала путеводной звездой
для многих мусульман! И да примет Он и наши скромные старания! Аминь.
Происхождение
Родословная известного и уважаемого мухаддиса, имама Бухари (рахматуллахи алейхи)
следующая: Мохаммед ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Мугира ибн Бардизбах.
Исмаил - отец имама Бухари (рахматуллахи алейхи) - был известным мухаддисом своего
времени и был одарен возможностью находиться в обществе имама Малика,
Хаммада ибн Зейда и Абдуллы ибн Мубарака (радиаллаху анху).
Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) родился в благословенную пятницу, 13 шавваля 194 г.
(по хиджре). В раннем детстве он утратил зрение. Однако благодаря
искренним и продолжительным мольбам своей матери, его зрение чудесным
образом вернулось к нему. О возвращении зрения его мать узнала во сне, в
котором к ней пришел хазрат Ибрахим (а.с.) и сказал: «Благодаря твоим
обильным и святым мольбам Всевышний Аллах вернул твоему сыну зрение».
Утром выяснилось, что сон был вещим.
Исмаил - отец имама Бухари (рахматуллахи алейхи) - умер, когда его сын был еще мал,
оставив его на попечение его матери, вырастившей сына с любовью и
заботой. В возрасте 16 лет, после того, как он выучил сборники имама
Ваки и Абдуллы ибн Мубарака, он совершил хадж вместе со своим старшим
братом и матерью. Совершив хадж, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) остался на два года в
Мекке, а в 18 лет он отправился в Медину, где проводил ночи рядом с
могилой Пророка (салляллаху алейхи
уа саллям) за составлением книг
«Кадаяс-Сахаба уат-Табиин» и «Тарих-уль-Кабир», используя в качестве
освещения лунный свет.
Для получения новых знаний имам Бухари (рахматуллахи алейхи) много путешествовал. Он
совершил две поездки в Сирию и Египет и оставался в Аравии на протяжении
шести лет. Он четырежды бывал в Куфе, Багдаде и Басре и порой оставался
там на протяжении пяти лет. А в период хаджа он имел обыкновение
возвращаться в Мекку.
Учителя имама Бухари (рахматуллахи алейхи)
Впервые имам Бухари (рахматуллахи алейхи) начал слушать и изучать хадисы в 205 году (по
хиджре), а с 210 года, получив много знаний от алимов своего города, он
начал путешествовать. Учителей, благодаря которым имам Бухари (рахматуллахи алейхи)
собственно и получил свои блестящие знания, достаточно много. Известно,
что сам имам Бухари (рахматуллахи алейхи) как-то сказал: «Я записал хадисы от 1080
различных людей, каждый из которых был ученым». Однако наибольшую пользу
он получил от Исхака ибн Рахвая и Али ибн Мадини (рахматуллахи алейхум). Имам Бухари
(рахматуллахи алейхи) передавал хадисы от алимов пяти различных категорий. Он также
передавал хадисы и от своих учеников, считая, что ни один ученый по
хадисам не может называться таковым до тех пор, пока не передаст хадисы
от старшего, младшего и своего поколения.
Ученики
У имама Бухари (рахматуллахи алейхи) было огромное количество учеников. Передается, что
около 9000 людей имели честь посещать его занятия, на которых он
преподавал по своей книге «Сахих-уль-Бухари». Среди них были странники
со всех уголков мира, приходившие, чтобы принять участие в этих
благочестивых занятиях и воспользоваться уникальной возможностью стать
свидетелем знаний, которыми обладал имам Бухари (рахматуллахи алейхи) и которые не
переставали удивлять людей.
Память
Считается, что у имама Бухари (рахматуллахи алейхи) была уникальная память: как только
заканчивалось чтение того или иного хадиса, имам Бухари (рахматуллахи алейхи)
воспроизводил его вслух по памяти. Известно, что еще в детстве он
запомнил 2000 хадисов.
Однажды, когда имам Бухари (рахматуллахи алейхи) временно остановился в Багдаде, с ним
произошел один впечатляющий случай. Люди, наслышанные о его
многочисленных достижениях и качествах, которые ему приписывали, решили
проверить его. Для этого они выбрали сто различных хадисов и, поменяв
цепочки передатчиков и сами тексты хадисов, выбрали десять людей,
которые и прочитали их таким образом имаму Бухари (рахматуллахи алейхи).
Чтобы увидеть результат этого эксперимента, со всего города и из других
мест собралось большое количество людей. Когда зачитывались эти хадисы,
имам Бухари (рахматуллахи алейхи) отвечал всем одинаково: «Насколько мне известно, это
неверно». А после того, как были прочитаны все хадисы, имам Бухари
(рахматуллахи алейхи) повторил каждый измененный хадис и каждую измененную цепочку
передатчиков, сопроводив их правильным текстом и верной цепочкой
передатчиков. Такова была память имама Бухари (рахматуллахи алейхи).
Воздержанность
Воздержанность имама Бухари (рахматуллахи алейхи) была бесподобна и непоколебима. Отец
оставил ему немалое богатство, однако, ввиду своей щедрости, имам Бухари
(рахматуллахи алейхи) полностью истратил его на пути Аллаха, и, в конце концов,
остался без денег и был вынужден обходиться одним-двумя миндальными
орехами в день.
Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) также никогда не пользовался щедростью правителей,
хотя для этого и возникали подходящие случаи. Однажды он заболел, и
когда изучили анализы его мочи, обнаружилось, что он не употреблял карри
в течение долгого времени. Когда его спросили об этом, он ответил, что
не ел карри последние сорок лет.
Особые качества
У имама Бухари (рахматуллахи алейхи) было одно совершенно уникальное качество, которое
заключалось в том, что он ставил довольство других людей выше своего
собственного. Случай, подтверждающий это, произошел, когда его рабыня
хотела пройти в комнату, где сидел имам Бухари (рахматуллахи алейхи). Подойдя к двери,
она споткнулась, заставив имама Бухари (рахматуллахи алейхи) предостеречь ее:
«Осторожнее, смотри, куда идешь». Рабыня надменно ответила ему: «Как же
мне ходить, когда нет места?» Услышав это, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) вскинул
свои руки и воскликнул: «Теперь я дал тебе свободу ходить там, где
пожелаешь, ибо отныне ты свободна». Кто-то позже спросил имама Бухари
(рахматуллахи алейхи), сделал ли он это рассердившись, однако он ответил: «Нет, я
просто порадовал себя своим поведением».
Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) всегда замечал все те мелочи, что могли помочь ему
добиться довольства Всевышнего Аллаха. Один из таких случаев произошел в
мечети. Один мужчина, находившийся в толпе людей, обнаружил у себя в
бороде перышко и выбросил его на пол. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) заметил это и,
убедившись, что никто не наблюдает за ним, наклонился, чтобы взять это
перышко, и положил его к себе в карман. Выйдя из мечети, он выбросил
его, осознавая, что только что он помог мечети остаться чистой.
Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) как-то сказал: «С того момента, как я узнал о запрете
злословия, и до сегодняшнего дня, я воздерживался от этого».
Один знаменательный случай произошел в то время, когда имам Бухари
(рахматуллахи алейхи) совершал зухр-намаз. Завершив его, он исполнил нафль. После этого
он повернулся к своим товарищам и, приподняв край своей рубахи,
спросил: «Есть ли что-нибудь внутри?» Вдруг оттуда вылетела оса,
оставившая на его теле 17 укусов, вокруг которых распухла кожа. Один из
присутствовавших спросил, почему он не прекратил свой намаз. Имам Бухари
(рахматуллахи алейхи) ответил: «Я испытывал определенное удовольствие от намаза,
которое я не хотел оставлять».
Непреклонность
Бухарский правитель попросил имама Бухари (рахматуллахи алейхи) ежедневно приходить к
нему домой, чтобы обучать его детей. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) отклонил эту
просьбу, заявив: «Больше уважения я проявляю к знаниям, чем к людям,
поскольку это люди нуждаются в знаниях, и это люди должны стремиться
получить их».
Этот ответ не понравился правителю, и он еще раз попросил имама Бухари
(рахматуллахи алейхи) организовать отдельные занятия для его детей, на которых никто бы
больше не присутствовал. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) отклонил и эту просьбу.
Вторичный отказ привел правителя в ярость, и он приказал выгнать имама
Бухари (рахматуллахи алейхи) из Бухары. Жители Самарканда, услышав об этом, быстро
выслали имаму Бухари (рахматуллахи алейхи) приглашение остановиться в их городе. Однако
и среди жителей Самарканда были разногласия, что заставило имама Бухари
(рахматуллахи алейхи) направиться в Хартанг.
Смерть
Именно там он провел месяц Рамадан, а в месяце Шавваль он отправился в
Самарканд, на пути к которому его и постигла смерть. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи)
умер в месяце Шавваль в 256 году (по хиджре) в возрасте 62 лет.
(Мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся).
Труды имама Бухари (рахматуллахи алейхи)
Есть много книг, написанных имамом Бухари (рахматуллахи алейхи), но в области изучения
хадисов сборник «Сахих-уль-Бухари» пользуются особым уважением и
обладает высоким статусом.
Точная дата начала составления блистательного сборника
«Сахих-уль-Бухари» неизвестна, однако мы знаем, что по завершении
написании этой книги автор представил свой труд на рассмотрение своим
учителям: имаму Ахмаду ибн Ханбалю (рахматуллахи алейхи), умершему в 241 г. (по
хиджре), Ибн-уль-Мадини, умершему в 234 г., и наконец Ибн Маину,
умершему в 233 г. Также имеются свидетельства, что вся работа по сбору
хадисов и написанию почитаемого сборника Бухари заняла у его
благородного автора 16 лет, что указывает на то, что работа по
составлению сборника была начата не позже 217 года. В это время имаму
Бухари (рахматуллахи алейхи) было всего 23 года.
До того, как имам Бухари (рахматуллахи алейхи) начал собирать хадисы, уже существовало
немалое количество опубликованных сборников хадисов, в которых имам
Бухари (рахматуллахи алейхи) обнаружил хадисы как со слабыми, так и с сильными
цепочками передатчиков хадисов. Это навело его на мысль создания такого
сборника, в который бы вошли только хадисы с сильным иснадом. Исхак ибн
Рахвай (рахматуллахи алейхи) поддержал эту идею, что укрепило решение Имама Бухари
(рахматуллахи алейхи).
Рассказывает имам Бухари (рахматуллахи алейхи): «Однажды на одном из наших собраний мой
учитель Исхак ибн Рахвай (рахматуллахи алейхи) упомянул, что было бы неплохо, если бы
кто-нибудь собрал хадисы с сильными и надежными цепочками передатчиков и
записал бы их в форме книги». Это вдохновило имама Бухари (рахматуллахи алейхи), а
сон, который ему приснился позже, только усилил это желание. Во сне имам
Бухари (рахматуллахи алейхи) стоял перед Пророком (салляллаху алейхи
уа саллям) с
веером в одной руке и помогал ему отмахиваться от всех мошек, которые
норовили на него сесть. Проснувшись, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) посетил
нескольких толкователей для получения интерпретации данного сна. Все они
ответили ему, что данный сон означал, что в будущем он очистит Пророка (салляллаху алейхи
уа саллям) от всей лжи, которую говорили люди,
передавая неправильно понятые хадисы. Это очень успокоило имама Бухари
(рахматуллахи алейхи) и придало ему сил перед написанием своей книги
«Аль-Джами-ус-Сахих». Полное название сборника звучит так:
«Аль-Джами-ус-Сахих-аль-Муснад-мин-Ахадиси-Расулиллах-(салляллаху алейхи
уа саллям)-уа-сунанихи-ва-Айямихи», что в переводе означает текст
хадисов, собранный в форме книги, повествующей нам о высказываниях,
действиях и жизни Пророка (салляллаху алейхи
уа саллям).
Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) очень кропотливо записывал хадисы и выбирал только те
из них, которые соответствовали стандартам и условиям, установленным им
для определения хадисов с сильной цепочкой передатчиков, включающей
только надежных и заслуживающих доверия рассказчиков. 16 лет он посвятил
написанию своей книги, редактируя ее в общей сложности трижды. По
словам алламы Айни (рахматуллахи алейхи), ибн Тахир говорил о том, что имам Бухари
(рахматуллахи алейхи) написал «Сахих-уль-Бухари» в своей родной Бухаре. Однако Ибн
Буджайр говорил, что имам Бухари (рахматуллахи алейхи) начал составлять свой сборник в
Мекке, а некоторые сообщали, что видели его в Басре. Есть и другое
упоминание о том, что некоторые видели его за составлением этой книги в
Медине. Однако сам имам Бухари (рахматуллахи алейхи) говорил, что писал
«Сахих-уль-Бухари» в мечети Аль-Харам.
Перед тем, как включить хадис в свой сборник, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) обычно
совершал гусль и молился Аллаху посредством совершения двух ракаатов
нафль-намаза, испрашивая Его наставления. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи)
предоставлял хадису место в своей книге только после того, как был
полностью удовлетворен рассматриваемым хадисом. Из-за столь бережного
отношения к хадисам люди начали говорить, что передаваемые имамом Бухари
(рахматуллахи алейхи) хадисы были настолько тщательно и точно записаны, что
создавалось ощущение, будто имам Бухари (рахматуллахи алейхи.) слышал эти хадисы лично
от Пророка (салляллаху алейхи
уа саллям).
Абу Зейд Марвази рассказывал, что однажды, когда он спал между Черным
Камнем и Макам-Ибрахим, ему приснился Пророк (салляллаху алейхи
уа саллям) и сказал: «О, Абу Зейд! Как долго ты будешь обучать книге имама
Шафии (рахматуллахи алейхи)? Когда же ты начнешь обучать моей книге?» Абу Зейд спросил:
«О, Пророк (салляллаху алейхи
уа саллям)! Какая же книга твоя?» На что
последовал ответ: «Аль-Джами-ус-Сахих» Мохаммеда ибн Исмаила».
Хафиз Ибн Хаджар (рахматуллахи алейхи) рассказывает, что имам Бухари (рахматуллахи алейхи) наибольшее
значение придавал тому, чтобы записывать хадисы только с сильной
цепочкой передатчиков, о чем свидетельствует название сборника. В то же
время имам Бухари (рахматуллахи алейхи) также старался объяснить все трудные для
понимания моменты. Поэтому к предложениям, в которых присутствовало хотя
бы одно трудное для понимания слово, он прилагал целую массу значений. В
книге имама Бухари (рахматуллахи алейхи) прослеживается также его мастерское владение
передачей хадисов, которые были собраны в восьми различных главах. Эти
главы содержат темы, подразделенные на подзаголовки и известные
неординарным способом их формулирования.
Условия
Включение того или иного хадиса в сборник могло произойти только в
случае, если рассказчики данного хадиса соответствовали установленным
имамом Бухари (рахматуллахи алейхи) требованиям. Одним из таких условий является
наличие хорошей памяти у каждого из них. В эти требования также входил
ряд ограничений:
1. Все мухаддисы, обладающие большими познаниями в области хадисов,
должны быть единодушны в том, что рассматриваемый рассказчик хадисов
обладает способностью заучивать и запоминать, а также может корректно
передавать хадисы.
2. В цепочке рассказчиков не должно быть отсутствующих звеньев передатчиков.
3. Если существуют два различных передатчика хадиса, который дошел до
них от одного из сахабов, тогда этому хадису должен быть присвоен
высокий ранг. Однако если будет найден только один передатчик, но будет
доказано, что свидетельство является сильным, тогда оно должно будет
быть принято без всяких сомнений.
Аллама Навави (рахматуллахи алейхи) сообщает, что все исламские ученые признали, что
«Сахих-уль-Бухари» убедительно завоевал звание самой достоверной книги
после Священного Корана.
«Сахих-уль-Бухари» состоит из 7275 хадисов, включая хадисы, которые
повторяются. Если же исключить повторяющиеся хадисы, то общее количество
хадисов составит 4000.
Хафиз Ибн Хаджар посчитал хадисы и пришел к выводу, что было 7397
хадисов, которые были переданы напрямую от Пророка (салляллаху алейхи
уа саллям), с учетом повествований от сахабов, табиинов и т.д., что
составляет в общем 9407 хадисов. Если исключить повторения, останется,
по его утверждению, 2353 повествования от Пророка (салляллаху алейхи
уа саллям) и 160 сообщений от уважаемых сахабов, что в сумме составит 2513
повествований.
Особое значение
«Сахих-уль-Бухари» выделяют на фоне других сборников. Выказываемое ему особое уважение объясняется следующими причинами:
1. Если возникала необходимость на некоторое время приостановить
написание сборника, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) продолжал свою работу только
после написания «Бисмиллях». Именно поэтому выражение «Бисмиллях» можно
найти во многих местах его книги.
2. Каждую главу имам Бухари (рахматуллахи алейхи) заканчивал использованием в
предложении того или иного слова, заставляющего читателя задуматься, в
надежде на, что читатель станет более осознанно подходить к главной цели
этой жизни. Например, после первой главы он включил в текст слово,
которое заставляет людей задуматься над своей короткой жизнью в этом
мире и над своей смертью. Автор хотел, чтобы люди читали книгу,
постоянно помня о смерти.
3. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) большое значение придавал тому, чтобы включить
подходящий хадис в начало и конец своей книги. Первый хадис его сборника
посвящен намерению, что дает читателю возможность быть искренним с
самим собой относительно того, что он намеревается получить, изучая
слова Пророка (салляллаху алейхи
уа саллям), переданные в этом сборнике.
Последняя глава, которой имам Бухари (рахматуллахи алейхи) заканчивает свою книгу,
называется «Китаб-ут-Таухид», и в ней приводится огромное количество
слов восхваления единственности Аллаха, ведь именно это считается
единственным спасением для всех людей в День Суда, когда люди окажутся
лицом перед невыносимой необходимостью отчитаться о своих грехах.
Хазрат, шейх, маулана Мухаммад Закария (рахматуллахи алейхи) подытожил вышесказанное
следующими словами: «Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) начал свою книгу хадисом
«Иннамаль Амаль…» и закончил ее словами «Калиматан».
Central-Mosque.com
Перевод: Askimam.ru
последние Биографии
Словарь
Фетвы
Статьи
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →