Хазрат Салман Фарси
Это история праведника, исламского мистика и правоведа, интеллектуала и аскета Салмана Персидского. Он вырос в персидской деревне Джаян близ города Исфахан. Его отец был старостой этой деревни, самым богатым в ней человеком, обладавшим самым большим домом. Отец любил Салмана больше, чем кого бы то ни было. Со временем любовь к сыну стала настолько сильной, что он стал бояться потерять его и не хотел, чтобы с ним что-то произошло. Поэтому он стал держать его дома, словно узника, как держали в свое время молодых незамужних девушек.
Салман стал служить зороастрийской религии, и в скором времени ему было присвоено звание хранителя огня, которому поклонялся его народ. В его обязанности входило смотреть за тем, чтобы пламя продолжало гореть, ни на час не потухая ни днем, ни ночью.
У отца Салмана было большое земельное владение, приносившее немалый урожай. За своим хозяйством он смотрел сам и сам же собирал урожай. Однажды, когда он отправился по рабочим делам, исполняя свои обязанности старосты деревни, он обратился к Салману: «Сынок, как видишь, сегодня я очень занят и не могу выйти на плантацию. Пойди, займись сегодня ею вместо меня».
По дороге к плантации, Салман проходил мимо христианской церкви и услышал произносившие молитвы голоса, которые привлекли его внимание. Он ничего не знал ни о христианстве, ни о последователях иных религий. Отец держал его дома, вдали от людей. Когда же он услышал голоса христиан, он вошел в церковь, чтобы посмотреть, чем они занимаются. Он был впечатлен тем, как они молились, и его привлекла их религия. Он сказал: «Эта религия лучше нашей. Я не покину их до захода солнца».
Салман начинает интересоваться христианством
Салман начал расспрашивать о христианстве, и ему сказали, что эта религия изначально появилась в Сирии. В тот день он так и не пошел к плантации своего отца, а ночью вернулся домой. Отец, встретив его, спросил, где он был. Салман рассказал о своей встрече с христианами и о том, как он был впечатлен их религией. Отец Салмана пришел в смятение и сказал: «Сынок, в их религии нет ничего хорошего. Твоя религия и религия твоих предков лучше».
«Нет, их религия лучше нашей», – настаивал Салман. Его отец, услышав это, огорчился и испугался того, что Салман может отречься от их религии. Поэтому он запер Салмана в доме и приковал его, чтобы он никуда не убежал. Салману удалось написать письмо христианам, попросив их известить его, если будут караваны, идущие в Сирию. Вскоре они связались с ним и сообщили о появлении такого каравана. Узнав об этом, он сломал свои кандалы и убежал из дома своего отца. Когда Салман оказался в Сирии, он начал расспрашивать у людей, кто является главным среди них в христианской религии. Его направили к епископу. Он подошел к нему и сказал: «Я хочу стать христианином и быть в Вашем услужении, учиться у Вас и молиться с Вами».
Епископ согласился, и Салман начал служить в его церкви. Однако вскоре Салман обнаружил, что епископ был порочным человеком. Он велел прихожанам жертвовать деньги, обещая им благодать. Когда прихожане давали епископу свои деньги и часть своего имущества, чтобы это было потрачено на пути Аллаха, епископ оставлял это у себя и не давал ничего бедным и нуждающимся. Таким способом он накопил большое количество золота. Когда епископ умер и христиане собрались, чтобы предать его земле, Салман рассказал им о его порочных делах и по их просьбе указал им, где епископ держал их пожертвования. Когда они увидели огромные кувшины, наполненные золотом и серебром, они сказали: «Клянемся Аллахом, мы не похороним его». Они пригвоздили его тело к кресту и забросали его камнями.
Салман стал прислуживать человеку, который заменил прежнего епископа. Новый епископ вел аскетический образ жизни и постоянно стремился к загробной жизни, день и ночь поклоняясь Богу. Салман был очень привязан к нему и провел в его обществе немало времени.
После смерти нового епископа Салман присоединялся к различным христианским священным лицам из Мосула, Нисибиса и других мест. Последний его наставник сказал ему, что на земле не осталось больше человека, который бы следовал прямому пути. Он также поведал ему о том, что настало время для прихода Пророка в землях арабов, который будет известен своей абсолютной честностью, который будет принимать подарки, но никогда не будет пользоваться сам подаваемой ему милостыней.
Интерес Салмана к арабам и Исламу
Однажды несколько лидеров арабского племени Кальб проезжали через Аммурию. Салман попросил их взять его с собой в земли арабов в обмен на все деньги, которые у него были. Они согласились. Когда они доехали до Вади аль-Кура (долины между Сирией и Мединой), арабы нарушили договор, сделали Салмана рабом и продали его одному иудею. Салман стал прислуживать ему, однако вскоре был продан его племяннику, который был из племени Бану Курайза. Этот племянник взял Салмана с собой в Ясриб — город пальмовых рощ, как называли его тогда христиане в Аммурии.
В то время Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) призывал людей в Мекке принять Ислам, однако Салман не знал об этом из-за суровых работ, накладываемых на него рабством. Когда Пророк прибыл в Ясриб после хиджры из Мекки, Салман в это время работал на верхушке пальмы. Хозяин Салмана сидел под деревом. Тут появился племянник хозяина, который сказал: «Пусть Аллах объявит войну ауитам и хазраджитам (двум главным племенам Ясриба). Клянусь Аллахом, они собираются сейчас в Кубе, чтобы встретить человека, который только сегодня прибыл из Мекки и заявляет о том, что он — Пророк».
Услышав эти слова, Салман почувствовал головокружение. Он начал дрожать так сильно, что ему пришлось слезть с дерева, чтобы не упасть. Быстро спустившись, он обратился к племяннику своего хозяина: «Что ты сказал? Повтори еще раз для меня». От такого поведения своего слуги хозяин Салмана пришел в бешенство и сильно ударил его. «Какое тебе дело? Возвращайся к своей работе!» — закричал он.
В тот вечер Салман взял немного собранных фиников и пошел к тому месту, где остановился Пророк. Он подошел к нему и сказал: «Я слышал, что ты праведный человек, и что с тобой находятся твои сподвижники, пришедшие издалека и пребывающие в нужде. Вот возьми это от меня в качестве садаки (милостыни). Я вижу, что ты заслуживаешь этого более, чем кто-либо другой». Пророк повелел своим сподвижникам отведать фиников, однако сам воздержался от их употребления. Салман собрал еще немного фиников, и когда Пророк собирался покинуть Кубу, чтобы отправиться в Медину, Салман подошел к нему и сказал: «Я заметил, что ты не притронулся к тому, что я дал в качестве садаки. Эти же финики – мой подарок для тебя». В этот раз Пророк отведал финики вместе со сподвижниками.
Исключительная честность Пророка была той чертой характера, которая во многом поспособствовала тому, чтобы Салман поверил в него и принял Ислам. Салман освободился из рабства благодаря Пророку, заплатившему хозяину-иудею оговоренную сумму и лично посадившему для него оговоренное количество финиковых пальм для освобождения Салмана. После принятия Ислама Салман в ответ на вопросы, чьим сыном он является, обычно говорил: «Я Салман, сын Ислама из потомков Адама».
Роль Салмана в Исламе
Салману суждено было сыграть важную роль в сражениях зарождавшегося мусульманского государства. Во время битвы при Хандаке он показал себя новатором в военной стратегии. Именно Салман предложил вырыть ров («хандак») вокруг Медины, чтобы удержать армию курайшитов. Когда Абу Суфьян, лидер мекканцев, увидел ров, он сказал: «Арабы еще не применяли такую стратегию до этого времени». После этого Салман участвовал во всех остальных военных походах Пророка. Он также находился вместе с Саадом при завоевании Ирака. После этой великой победы халиф Умар, учитывая знания Салмана об этой местности, выбрал его, чтобы тот определил место, на котором должен был быть построен город Куфа.
Салман стал известен как «Салман Добродетельный». Он был ученым, который вел скромную и аскетичную жизнь. У него был всего один плащ, который он одевал и на котором спал. Он не искал себе пристанища под крышой, а останавливался под деревом или у стены. Однажды один человек спросил у Салмана: «Не построить ли мне тебе дом, в котором ты мог бы жить?» «Мне дом не нужен», — ответил Салман. Человек продолжал настаивать: «Я знаю, как должен выглядеть дом, который тебя устроит». «Опиши его мне», — попросил Салман. «Я построю тебе дом, в котором твоя голова ударится о крышу, если решишь встать, и в котором ноги ударятся о стену, если захочешь их растянуть».
Позже, будучи правителем Аль-Мадаина (Ктесифона), города рядом с Багдадом, Салман стал получать жалование в пять тысяч дирхамов. Он раздавал эти деньги в качестве садаки, а сам жил на то, что зарабатывал своими руками. Когда некоторые люди приехали и увидели его работающим в пальмовых рощах, они сказали: «Ты являешься правителем этой местности, и тебе обеспечено жалование, так зачем же ты здесь еще работаешь среди пальм?» «Я люблю есть из того, что зарабатываю своими руками», — ответил Салман.
Однако в своем аскетизме Салман не впадал в крайности. Передается, что однажды он посетил Абу Дарду, с которым Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) связал его братскими отношениями. Он увидел, что жена Абу Дарды находится в жалком состоянии, и спросил ее: «Что с тобой?» «Твой брат не нуждается ни в чем в этом мире», — ответила она. Когда появился Абу Дарда, он поприветствовал Салмана и предложил ему еды. Салман сказал, чтобы и он отведал вместе с ним, однако Абу Дарда ответил, что постится. Тогда Салман поклялся, что не притронется к еде, пока Абу Дарда не поест.
Салман остался у него на ночь. Ночью Абу ад-Дарда попытался встать, однако Салман придержал его и сказал: «О Абу ад-Дарда, твой Господь имеет над тобой право. Твоя семья имеет над тобой право, и твое тело имеет над тобой право. Отдавай же каждому из них должное».
Утром они совершили вместе намаз и пошли навестить Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) поддержал Салмана в его словах. (Бухари)
Салман в качестве ученого
Салман был известен своими обширными познаниями и мудростью. Али (радиаллаху анху) говорил, что он подобен Лукману Мудрому. А Каб аль-Ахбар сказал: «В Салмане знания и мудрость бьют через край. Он океан, который не пересыхает». Салман знал как священные христианские писания, так и Коран, в дополнение к его прошлым познаниям в зороастризме. Во время жизни Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) Салман даже перевел некоторые части Корана на персидский язык. Тем самым он стал первым человеком, который начал переводить Коран на другой язык.
Согласно наиболее достоверным источникам, он умер либо в 31-м, либо в 34-м году после хиджры в возрасте 250 лет, во время правления халифа Усмана (радиаллаху анху), в Ктесифоне.
Абу Хурайра (радиаллаху анху) передает, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) произнес следующий аят: «И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам» (Коран, 47:38). Сподвижники спросили Пророка (салляллаху алейхи уа саллям): «О Пророк (салляллаху алейхи уа саллям), кто эти люди, о которых сказал Аллах и которыми Он может заменить нас? Что они не будут делать из того, что делаем мы?» Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) положил свою руку на бедро Салмана и сказал: «Это будет его народ. И даже если вера будет находиться близ Сураи (Плеяд), кто-то из числа персов заполучит ее».
Кто населял Куфу и Ирак? Кем был имам Абу Ханифа? Все они были персами. Божественно выбранные жители Куфы были персами. Их духовными наставниками были персы — так же, как и те трое, о которых Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Рай скучает по троим: Али, Аммару и Салману» (Тирмизи).
Абу Хурайра (радиаллаху анху) передает в другом хадисе, что однажды Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) прочитал следующий аят: «А также к тем, которые не застали их» (Коран, 62:3). Сподвижники спросили: «О Пророк Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), кто эти люди?» Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) положил свою руку на Салмана (радиаллаху анху) и сказал: «Если бы вера была рядом с Плеядами, то кто-то из них заполучил бы ее» (Бухари, Муслим).
Время стало свидетелем претворения слов Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) в жизнь. Потомки персов распространили свои знания и расселились по земле.
Заключение
Однажды Абу Суфьян приехал в Медину и прошел мимо Салмана, Биляля и Сухайба (радиаллаху анхум). Три сподвижника сказали: «Разве мечи Аллаха еще не обезглавили этого проклятого человека?» Абу Бакр (радиаллаху анху), услышав это, сказал: «Не говорите так о главе курайшитов». После этого Абу Бакр (радиаллаху анху) пошел к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) и рассказал ему о случившемся. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Ты рассердил этих троих? Если да, то тогда ты рассердил Аллаха». Абу Бакр (радиаллаху анху) помчался к этим троим сподвижникам и спросил, не обидел ли он их своими словами. Они сказали, что нет, и после этого добавили: «Брат, пусть Аллах простит тебя». Недовольство Салмана (радиаллаху анху) равнозначно недовольству Аллаха. Даже такие люди как Абу Бакр (радиаллаху анху) боялись обидеть его.
В другом хадисе приводится, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах приказал мне любить четырех людей, так как Он тоже любит их. Это Али, Абу Зарр, Микдад и Салман». Также в одном хадисе Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил: «У каждого пророка было семь помощников и защитников, мне же было даровано четырнадцать. Это Али, Хасан и Хусейн, Хамза, Абу Бакр, Умар, Масааб ибн Амир, Биляль, Салман, Аммар, Абдулла ибн Масуд, Абу Зарр и Микдад».
Это была история Салмана Фарси (радиаллаху анху), перса, который провел в поисках истинной веры почти все 250 лет своей жизни. Будучи мусульманами и теми, кто стремится к знаниям, мы должны стремиться к тому, чтобы в нас укоренилась хотя бы часть той приверженности религии и получению знаний, которая была у Салмана Фарси (радиаллаху анху).
Central-Mosque.com (статья заимствована у Дар уль-Улюм Бёри)
Перевод: Askimam.ru
последние Биографии
Словарь
Фетвы
Статьи
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →