Почему золовке и деверю нельзя свободно общаться?
Вопрос: Ассаламу алейкум! Можно ли женщине общаться с родным братом мужа?
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Соблюдение норм хиджаба обязательно перед всеми теми, кто не приходится вам махрамом. Махрам – это тот родственник, с которым никах никогда не является возможным (отец/мать, брат/сестра и т. д.).
Деверь и золовка не входят в число махрамов, поскольку мужчина может жениться на жене брата (золовке), если ее супруг разведется с ней или оставит ее вдовой. Так же и женщина может выйти за деверя (брата мужа), если ее супруг даст ей развод или оставит ее вдовой.
Поскольку деверь и золовка не приходятся друг другу махрамами, между ними действуют те же нормы хиджаба, что и между посторонними людьми. Поэтому свободное взаимодействие между ними и их смешение запрещены. И женщине нельзя в присутствии деверя находиться в одежде, раскрывающей больше, чем лицо, кисти и стопы. И мужчине тоже нельзя оказываться в нескромной одежде перед золовкой.
В хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) однозначно подчеркнул важность соблюдения норм хиджаба между деверем и золовкой. Согласно сообщению господина Укбы ибн Амира (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерег о появлении перед женщинами и сказал о необходимости соблюдения норм хиджаба и опускании глаз. Услышав это, сподвижник из числа ансаров спросил, применяются ли эти ограничения по отношению к деверю и золовке. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
الحمو الموت
Деверь и золовка – смерть. (Бухари. Сахих. – № 5232)
Хадисоведы поясняли, что слово «хамв» (الحمو) обозначает родственников со стороны мужа и жены – таких, как деверь, дядя мужа и т. д.
Причина, по которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал их смертью друг для друга, связана с тем, что у семей обычно нет строгого подхода в отношении норм хиджаба между деверем и золовкой. В результате они свободно взаимодействуют друг с другом, что ведет к еще большему пороку и открытию дверей безнравственности из-за легкомысленного подхода. (Навави. Комментарий к «Сахих» Муслима. – Том 14, стр. 143)
اتفق أهل اللغة على أن الاحماء أقارب زوج المرأة كأبيه وعمه وأخيه وبن أخيه وبن عمه ونحوهم والأختان أقارب زوجة الرجل والأصهار يقع على النوعين وأما قوله صلى الله عليه وسلم الحمو الموت فمعناه أن الخوف منه أكثر من غيره والشر يتوقع منه والفتنة أكثر لتمكنه من الوصول إلى المرأة والخلوة من غير أن ينكر عليه بخلاف الأجنبى والمراد بالحموهنا أقارب الزوج غير آبائه وأبنائه فأما الآباء والأبناء فمحارم لزوجته تجوزلهم الخلوة بها ولايوصفون بالموت وانما المراد الأخ وبن الأخ والعم وابنه ونحوهم ممن ليس بمحرم وعادة الناس المساهلة فيه ويخلو بامرأة أخيه فهذا هو الموت وهو أولى بالمنع من الأجنبي لماذكرناه
Порочные последствия этого весьма распространены на Западе, где многие браки распадаются из-за связи мужа с золовкой или жены с деверем. Всемудрый Аллах советовал нам проявлять осторожность для защиты священных брачных уз и недопущения разложения общества.
Как бы ни было невозможным вступить в брак с собственным деверем (золовкой) из-за наличия своего собственного брака, и как бы ни приравнивала национальная культура отношения между деверем и золовкой к отношениям между братом и сестрой, факт остается фактом: они не приходятся друг другу братом и сестрой. Они – деверь и золовка по отношению друг к другу, и всегда существует потенциальная фитна. Поэтому нужно проявить должную внимательность к совету пророка (мир ему и благословение Аллаха). Хадисы и предписания ислама всегда будут применимы.
Если появляется необходимость взаимодействия между деверем и золовкой, оно должно быть ограничено необходимостью с учетом норм хиджаба и ограничений по взаимодействию с немахрамами.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q699
Словарь
Статьи
Биографии
В истории человечества всегда встречались люди, посвящавшие свою жизнь общественно-религиозному преобразованию своих народов. Такие люди постоянно появлялись по всему свету. Если с... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →