Можно ли есть мясо, поставляемое немусульманами?
Вопрос:
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух.
Сейчас распространяется много книг и аудиолекций о дозволенной пище. И в них говорится, что если мясо подает человек, относящий себя к числу людей писания, то мы не спрашиваем, откуда оно, и что, иншааллах, его можно есть. Из книг и лекций можно сделать вывод, что можно есть, даже если мы знаем, что оно, скорее всего, не было заколото по обрядам людей писания, и даже если мы знаем, что эти люди только называются людьми писания. Некоторые братья, прочитав эти книги и послушав лекции, сделали выводы и спокойно ходят в любые кафе и рестораны и кушают, ссылаясь на то, что весь персонал заведения - "люди писания". В подтверждение приводятся достоверные хадисы. Однако, опасаясь неправильного понимания хадисов, я счел необходимым попросить Вас разъяснить данную тему.
- Можно ли есть мясо, подаваемое людьми из числа людей писания, даже если мы знаем, что, скорее всего, над мясом не было упомянуто имя Аллаха, а может даже и не спущена кровь, и что эти люди сами не знают своей религии, а может и вообще не верят в Бога?
- Можно ли ходить в кафе и рестораны, где персонал, а может даже и директор заведения из числа людей писания?
Баракаллаху фик. (Казахстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
الْيَوْمَ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ وَطَعَامُ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ حِلٌّ لَكُمْ
Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания (Ахлюль-Китаб) также дозволена вам. (Коран, 5:5)
Внешне данный аят говорит о том, что забиха Ахлюль-Китаб дозволена, но чтобы понять Коран, следует понять основополагающий принцип:
وذلك أن القرآن يفسر بعضه بعضًا
Одна часть Корана разъясняет другую. («Тафсир аль-Багави», том 1, стр. 9)
Поэтому данный аят нужно понимать в свете другого аята на ту же тему:
وَلَا تَأْكُلُوا مِمَّا لَمْ يُذْكَرِ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ وَإِنَّهُ لَفِسْقٌ
Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это (непроизнесение имени Аллаха) есть нечестие. (Коран, 6:121)
Первый приведенный аят явно говорит, что забиха Ахлюль-Китаб дозволена, а второй из приведенных аятов говорит: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха». В свете обоих данных аятов понятно, что забиха Ахлюль-Китаб дозволена только в том случае, если во время забоя было произнесено имя Аллаха. Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сахабов Ахлюль-Китаб произносили имя Аллаха во время забоя животного, поэтому их забиха также являлась халялем для мусульман. По той же самой причине животные, умерщвленные мушриками и т.д., не дозволены. Современные Ахлюль-Китаб известны скорее своим названием, чем верой. Нет никакой гарантии, что они произносит имя Аллаха (Бога) при забое животного. Кроме того, им уже больше нельзя доверять в вопросах, касающихся халяля и харама.
Поскольку нет уверенности в том, был ли осуществлен указанный способ забоя, факихи единогласны в том, что не разрешается употреблять сомнительное мясо. Только если есть уверенность в том, что Ахлюль-Китаб произнесли тасмию, т.е. произнесли имя Бога при забое животного, только тогда мясо будет дозволенным. Полагаем, что мусульмане Казахстана, России и других стран сталкиваются с подобной проблемой, закалывают животных сами, или же это делают сертифицированные мусульманские мясники и скотобойни.
Основываясь на вышесказанном и учитывая современные реалии, мусульманам не разрешается употреблять мясные продукты в ресторанах и кафе, находящихся во владении Ахлюль-Китаб, если только не было точно доказано, что во время забоя животного произносилось имя Аллаха.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Среди той мириады звезд, которые произвел на свет Ислам за свою более чем четырнадцативековую историю, есть и такие, о которых мы знаем очень мало, если и вообще слышали о них что-нибудь.... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →