О кадирийском суфийском тарикате
Вопрос:
В России, Чечне практикуется кадирийский тарикат (он также есть в Турции и
др. странах). Во время проведения их зикров люди бегают против часовой
стрелки и выкрикивают шахаду, затем садятся и поют наджмы (истории про сахабов, пророков, вообще хорошие истории), например:
http://www.youtube.com/watch?v=MtdfUeew4Ek&feature=related и http://www.youtube.com/watch?v=WqxgRATYLN8&feature=related
Лично я считаю это бидга-зикром,
поскольку Пророк
(салляллаху алейхи уа
саллям) так не делал и не учил этому, но данный зикр никоим образом не
выводит их из Ислама, и за этот зикр они получат, иншааллах, награду. Вопрос по силсиле: откуда и от кого (сахабы или табиина, или еще кого-то) пошел кадирийский тарикат?
Является ли их зикр бидга? Допустим ли такой бидга? Прав ли я в своем мнении
о нем? (Россия, Москва)
Во имя Аллаха Милостивого
и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Кадирийский тарикат
является достоверным тарикатом тасаввуфа. Он происходит от имени великого алима и шейха — саида Абдуль-Кадира
аль-Джайлани (у. 561 г.х.) — и восходит к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) через саидуну Али бин Абу Талиба и саидуну Хасана бин Али (радиаллаху анхума). Изучение жизней Пророка (салляллаху алейхи уа
саллям), саидуны Али, саидуны Хасана
(радиаллаху анхума) и шейха Абдуль-Кадира аль-Джайлани (рахимахуллах)
показывает отсутствие какого бы то ни было упоминания о совершении ими
описанного в Вашем вопросе способа зикра. К сожалению, некоторые люди ввели
свои собственные способы зикра, противоречащие Сунне, и
замарали кадирийский тарикат. Хотя данный вид зикра противоречит тому, как следует осуществлять зикр по Сунне, он не выводит человека из Ислама, поскольку в нем не содержится слов, действий и верований ширка. Однако нужно помнить золотой принцип, заключающийся в том, что Исламом признается и принимается только тот тасаввуф, который практикуется в
соответствии с Кораном, Сунной и действиями сахабов (радиаллаху анхум).
Следует отметить, что во времена Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), сахабов и табиинов (радиаллаху анхум) данные силсилы и тарикаты не были
формализованы и не носили свои нынешние названия. Силсилы получили свои
названия позже вследствие известности различных шейхов. Например, шейх
Абдуль-Кадир аль-Джайлани был очень известным духовным наставником своего
времени, и большое количество людей получило пользу от его мудрости и знаний. Поэтому его последователей стали называть кадиритами, так как шейха звали Абдуль-Кадир. Так же и Багаутдин ан-Накшбанди был очень известным шейхом своего времени, и его последователей
стали называть накшбандийцами из-за их связи с шейхом.
Это
очень похоже на то, как последователей мазхаба Абу Ханифы зовут ханафитами, приверженцев
мазхаба имама Малика —
маликитами, следующих мазхабу имама Шафии — шафиитами, а
придерживающихся мазхаба имама
Ахмада бин Ханбаля (рахматуллах аляль-джами') — ханбалитами. Каждая
силсила и каждый мазхаб в конечном счете связаны с учениями сахабов и Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), даже если всех этих названий не
было в его время. И благодаря тому, что они связаны с Посланником Аллаха
(салляллаху алейхи уа саллям) и сахабами, они сохраняют свой статус правильного пути для последователей до тех пор, пока их учения и действия остаются в соответствии с Кораном и Сунной.
Конечно, были такие люди, которые пачкали чистоту этих тарикатов, но это не означает, что из-за них следует отбросить силсилу и тарикат. Напротив, нужно отбросить неправильные действия, сохранив тарикат в своей изначальной форме, соответствующей Корану и Сунне.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта