Когда нужно быть мягким, а когда следует проявлять твердость?

Вопрос:
Ассаламу алейкум уа рахматулахи уа
баракатух!
Вопрос может показаться странным... Но порой запутываюсь, с кем и когда нужно быть мягким, с кем и
когда нужно быть строгим. Пожалуйста, опишите все качества праведного мужчины-мусульманина. (Россия,
Татарстан)
Во имя Аллаха
Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Праведный мусульманин —
тот, кто соблюдает права Аллаха, исполняя Его веления, не совершая харам, и соблюдает права своих братьев по вере и всех людей в целом. Совершение ибадата — намаза, зикра, тилавата и т.д. — само по себе не является достаточным для того, чтобы
мусульманин стал праведным.
Эти виды ибадата важны, но в то же время существуют и другие в равной степени
важные моменты, вносящие свой вклад в праведность мусульманина, и без которых праведность не может быть
достигнута. К ним относятся: доброе отношение к своей супруге, послушание родителям, доброе и вежливое обращение с
другими людьми, отказ от использования грубых выражений, доброта к детям, проявление уважения к старшим и алимам, сострадание по отношению к
слабым, избавление от плохих качеств (гордыни, жадности, зависти), отказ от унижения других людей, правдивость в
своих словах, исполнение данных обещаний, внимательность к другим людям, сдерживание гнева, уберегание своих глаз
от харама и т.д.
Все вышеперечисленное формирует характер человека, а хороший характер — это то, чем должен
обладать каждый мусульманин. Это то, что будет иметь наибольшее значение в День Суда, и это тот фактор, который
может стать причиной любви или нелюбви со стороны его семьи, родственников, друзей и знакомых.
Посланник
Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал о хорошем характере
следующее:
От мусульманина ожидается проявление доброты, вежливости и сострадания по отношению ко всем созданиям Аллаха, включая мусульман и немусульман. В хадисе Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) наставлял нас о том, что истинный и идеальный мусульманин — тот, от чьего вреда убережены другие люди (мусульмане и немусульмане).
Из данного хадиса понятно, что мусульманину следует проявлять такой хороший характер и участие по отношению к другим людям (как мусульманам, так и немусульманам), что они готовы доверить ему свои жизни и имущество. Это тот хороший характер, которым мы и должны обладать в Исламе.
В другом хадисе Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
Кроме приведенных хадисов есть и большое количество других повествований, подчеркивающих важность хорошего характера, который нужно проявлять мусульманину по отношению к другим. Отсюда можно понять, что Ислам — это религия, которая уделяет чрезвычайное внимание проявлению доброты, сострадания и оказания помощи другим — и не только людям, но даже животным.
Конечно, в определенные моменты от мусульманина требуется проявление строгости и твердости. Некоторыми из таких случаев являются следующие:
а) Когда нарушаются законы Аллаха. Мусульманину нужно быть непоколебимым и отстаивать законы Аллаха. Проявление строгости и выражение гнева в данном случае являются признаком имана. Саидатуна Аиша (радиаллаху анха) говорила:
б) Мусульманину нужно проявлять строгость к своей семье, если дело касается отстаивания законов Аллаха. Об этом мы узнаем из хадиса, в котором Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) советовал родителям быть строгими со своими детьми, когда дело касается совершения пятикратного намаза. Когда детям исполнится семь лет, им нужно велеть исполнять намаз, а когда им исполнится десять, то при необходимости нужно использовать силу, чтобы они совершали намаз. (Абу Дауд, хадис 495, передал Абдулла бин Амр)
В других вопросах человеку рекомендуется быть снисходительным (мягким, терпимым) к своей семье, но когда дело касается законов Аллаха, компромиссов быть не может. Однако следует отметить, что этого можно достигнуть, если человек начал действовать таким образом с самого начала. Он не может просто в один день стать строгим к своей семье и начать приказывать им исправить то, исправить это. Если они уже привыкли к поблажкам в доме, ему нужно постепенно вносить изменения с мудростью и добротой.
в) Отстаивание своих прав и прав других людей. Хотя мусульманину нужно быть вежливым и добрым, ему не следует позволять людям использовать его. Мусульманину нужно быть достаточно бдительным и сильным, чтобы оградить себя от бесцеремонности других людей.
Как передавал саидуна Абу Хурайра (радиаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
г) В случае войны между мусульманами и немусульманами, мусульманину необходимо быть сильным и твердым. Поле битвы — не место для милосердия к захватчикам, грабящим, убивающим и насильственно обращающихся с другими мусульманами. В такой ситуации верующий должен проявить качество, описанное в Коране в отношении сахабов:
Важно отметить, что даже во время войны мусульманину нужно проявлять доброту по отношению к немусульманскому гражданскому населению, детям, женщинам, пожилым и даже по отношению к их имуществу и собственности. Когда саидуна Абу Бакр (радиаллаху анху) отправлял армию в Сирию и назначил Язида бин Аби Суфьяна командующим, он дал ему следующее наставление:
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта

последние Фетвы
- Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
- Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
- Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
- Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?
- Можно ли читать в обязательных намазах дополнительные дуа?
Словарь
Статьи
Биографии
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири» (Мухаммад Икбаль). Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходст... Подробнее →
Книги

190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →