Тавассуль через покойного – ширк или нет?
Вопрос:
Ассаламу алайкум, уважаемый муфтият.
Я хотел бы узнать, является ли дозволенным при посещении могилы пророка (мир ему и благословение) или какого-либо праведника во время обращения к Аллаху и покаяния:
1. тавассуль через покойного во время дуа,
2. обращение к покойному, чтоб он попросил у Аллаха прощения за меня,
3. просьба о заступничестве в Судный день перед Аллахом.
Если, конечно же, при всех этих методах имеется правильное вероубеждение, что нет мощи и силы, кроме как у Аллаха, и только Он прощает ,и все бывает с Его дозволения?
Является ли это ширком, или это дозволено? (Дагестан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1. Пожалуйста, обратитесь к статье «Место тавассуля в исламе».
2. Не допускается просить покойного обратиться к Аллаху с просьбой о прощении кого-либо, поскольку умершие не способны совершать какие бы то ни было действия, ведь они мертвы. Хадисы ясно говорят о том, что, когда человек умирает, все его поступки прекращаются, кроме трех из них:
а) садака джария,
б) полезные знания, которые он передал другим людям,
в) праведный потомок, который сделает за него дуа.
إذا مات الإنسان انقطع عنه عمله إلا من ثلاثة إلا من صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له
Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех:
а) садака джария,
б) полезные знания, которыми он поделился и которые приносят сейчас пользу,
в) праведное чадо, которое станет обращаться к Аллаху с мольбами за него. (Муслим. Сахих. – № 1631)
Единственное, что разрешается, – просить пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и других пророков (мир им) обратиться к Аллаху с просьбой о прощении. Это при условии, что человек находится у их могил. Указанное связано с тем, что пророки живы в своих могилах, и таково общепринятое убеждение Ахлюс-сунна-валь-джамаат. Но нельзя просить прощения непосредственно у пророков, ведь прощение – исключительная прерогатива Аллаха. Также не дозволяется просить пророков обратиться к Аллаху с просьбой о прощении или о заступничестве, если просящий не находится у их могил, ведь пророки не являются вездесущими.
3. Не дозволено просить никого, кроме пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), о заступничестве в Судный день. Это также следует совершать, будучи у могилы пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение |
Вопрос: Ассаламу алейкум!
Объясните причины, по которым дана фетва «Тавассуль через покойного – ширк или нет?»
Мы все знаем, что все люди – это Аллаха творения и Его рабы, так как же мы можем предположить, что эти рабы Аллаха (праведники, «аулия») владеют или распоряжаются из Владения Аллаха, в то время как мы это не признаем даже в примере между нами, рабами Аллаха? Так как же мы утверждаем, что есть такие рабы у Аллаха, которые владеют и распоряжаются из Его Власти?
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем». (Коран, 2:186)
«Он привел вам притчу о вас самих. Есть ли среди невольников, которыми овладели ваши десницы, совладельцы того, чем Мы наделили вас, которые имеют с вами одинаковые права на это и которых вы опасаетесь так, как опасаетесь друг друга? Так Мы разъясняем знамения для людей разумеющих». (Коран, 30:28)
«Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: "А если они не владеют ничем и не разумеют?"» (Коран, 39:43)
«А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: "Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе". Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует». (Коран, 39:3)
«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?!» (Коран, 46:5)
Которые не ответят им до Дня воскресения!
Ради Аллаха сами подумайте, что Аллах этим хотел сказать?! (Таджикистан)
-----------------------------------
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Джазакаллаху хайран за доведение до нас данного вопроса. В сборнике хадисов «Сахих» Муслима записано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Я буду господином потомков Адама в День воскрешения и буду первым воскрешенным из могилы, и первым, кто сможет заступиться, и первым, чье заступничество будет принято. (Муслим. Сахих. – № 2278, передал Абу Хурейра)
Несомненно, этим хадисом устанавливается право заступничества, которое гарантировано пророку (мир ему и благословение Аллаха).
В отношении же вопроса об обращении с просьбой к пророкам, находящимся в могилах, попросить о нашем прощении, то в соответствии с нашей верой это зависит от воли Аллаха – так же, как прощение грехов зависит от воли Аллаха в том случае, если бы мы попросили другого человека попросить прощения от нашего имени. Достоверными хадисами установлено, что пророки живы в своих могилах. (см. Ибн Хаджар Аскалани. Фатх-уль-Бари)
Дозволенность обращения с просьбой к другому живому человеку сделать дуа за нас также установлена на основе хадисов. Когда господин Умар (да будет доволен им Аллах) уезжал в умру, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:
Не забывай меня в своих дуа, мой дорогой брат. (Абу Дауд. Сунан; Тирмизи. Сунан)
Поэтому в случае, когда человек просит пророка (мир ему и благословение Аллаха) заступиться за него в отношении прощения или положения в День воскресения, он в действительности просит пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделать дуа за него. А это, очевидно, зависит от воли Аллаха.
Следует отметить, что все это ограничено только пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) и другими пророками. Это неприменимо к аулия и праведникам, ведь только Аллах знает их состояние. Мертвый ничем и никак не может помочь живому человеку.
Что касается аятов, приведенных Вами, то да, лучшим будет напрямую просить Аллаха о своих нуждах. Но это не означает, что человек не может попросить других сделать дуа за него. Другие аяты о приписывании сотоварищей и взывании к другим, помимо Аллаха, относятся к тем, кто просит об удовлетворении своих желаний и нужд от других, а не от Аллаха, а это безусловно осуждается шариатом. Чтобы понять разницу, приведем пример:
а) Человек просит пророка (мир ему и благословение Аллаха) простить его грехи. Это неверно и является ширком, так как является исключительной прерогативой Аллаха.
б) Человек просит пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделать дуа к Аллаху о прощении его грехов. Это не является неправильным, так как человек лишь просит пророка (мир ему и благословение Аллаха) попросить о прощении за себя.
Надеемся, что смогли объяснить Вам нашу позицию. Если Вы считаете, что мы не правы в нашей аргументации, то мы готовы обсудить и исправить наше мнение, если оно противоречит Корану и Сунне. Да вознаградит Вас Аллах за Ваше участие! Аминь.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Это история праведника, исламского мистика и правоведа, интеллектуала и аскета Салмана Персидского. Он вырос в персидской деревне Джаян близ города Исфахан. Его отец был старостой ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →