Можно ли просить умерших о помощи?
Вопрос:
Ассаламу алейкум! Я хотел вам задать вопрос про ширк!
Если человек просит от могилы помощь, он – мушрик? Некоторые люди говорят, что его нельзя называть мушриком, потому что он не знает.
Ясное дело, что мы говорим о большом ширке! Мы знаем, что Аллах, если захочет, прощает все грехи, кроме ширка. Если человек не знает, совершает ли он ширк, он будет прощен? Благодарю за внимание, жду ответа на вопрос, с доказательствами Корана и Сунны! Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Обращение за помощью к могилам умерших – ширк. Вера истинного мусульманина заключается в том, что умершие не могут ни принести пользу, ни причинить вред кому бы то ни было. Они мертвы, а значит, помочь ничем не могут, поскольку их действия прекратились. Невежество не освобождает человека от большого греха обращения за помощью к мертвым.
Аллах явно указал, что прощает все грехи, кроме ширка. Аллах говорит в Священном Коране:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا
Аллах не прощает, когда Ему приписывают напарников, но прощает все остальное, кому пожелает. Кто приписывает Аллаху напарников, тот измышляет большой грех. (Коран, 4:48)
Страшный грех ширка никогда не будет прощен Аллахом, пока человек не совершит таубу и искренне не раскается в данном грехе. Если человек искренне раскается и попросит прощения у Аллаха за совершенный ранее ширк, Аллах простит его. И Аллах говорит в Священном Коране:
قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
Скажи (от Моего имени): «Рабы Мои, преступившие против самих себя! Не отчаивайтесь в милости Аллаха! Аллах прощает грехи полностью, ведь Он прощающ и милостив!» (Коран, 39:53)
Как пояснял великий корановед Ибн Касир (милость ему Аллаха), в первом приведенном нами аяте Аллах разъясняет, что, если пожелает, Он простит все виды грехов даже без раскаяния со стороны человека. Но Аллах никогда не простит ширк, пока человек не совершит покаяние; и второй приведенный нами аят был ниспослан с этой целью – чтобы показать: при искреннем обращении человека к Аллаху и раскаянии Аллах простит даже самый худший грех (ширк). (Ибн Касир. – Том 2, стр. 332; том 7, стр. 106)
وهذه الآية التي في سورة "تنزيل" مشروطة بالتوبة، فمن تاب من أي ذنب وإن تكرر منه تاب الله عليه؛ ولهذا قال: {قل يا عبادي الذين أسرفوا على أنفسهم لا تقنطوا من رحمة الله إن الله يغفر الذنوب جميعا إنه هو الغفور الرحيم} أي: بشرط التوبة، ولو لم يكن كذلك لدخل الشرك فيه، ولا يصح ذلك، لأنه، تعالى، قد حكم هاهنا بأنه لا يغفر الشرك، وحكم بأنه يغفر ما عداه لمن يشاء، أي: وإن لم يتب صاحبه، فهذه أرجى من تلك من هذا الوجه، والله أعلم
هذه الآية الكريمة دعوة لجميع العصاة من الكفرة وغيرهم إلى التوبة والإنابة، وإخبار بأن الله يغفر الذنوب جميعا لمن تاب منها ورجع عنها، وإن كانت مهما كانت وإن كثرت وكانت مثل زبد البحر. ولا يصح حمل هذه على غير توبة ؛ لأن الشرك لا يغفر لمن لم يتب منه
وقال البخاري: حدثنا إبراهيم بن موسى، أخبرنا هشام بن يوسف؛ أن ابن جريج أخبرهم: قال يعلى: إن سعيد بن جبير أخبره عن ابن عباس [رضي الله عنهما] ؛ أن ناسا من أهل الشرك كانوا قد قتلوا فأكثروا، وزنوا فأكثروا. فأتوا محمدا صلى الله عليه وسلم فقالوا: إن الذي تقول وتدعو إليه لحسن لو تخبرنا أن لما عملنا كفارة. فنزل: {والذين لا يدعون مع الله إلها آخر ولا يقتلون النفس التي حرم الله إلا بالحق ولا يزنون} ، ونزل [قوله] : {قل يا عبادي الذين أسرفوا على أنفسهم لا تقنطوا من رحمة الله}
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение |
Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Я запутался вообще, подскажите, пожалуйста! Брат-муаллим в одном диалоге говорит, что «Устаз, помоги мне» означает «Устаз, попроси у Аллаха для меня помощи».
Можете мне конкретно ответить, дозволено ли так обращаться. «О шейх помоги мне», к примеру, как это выше в примере, и зная, что всё от Аллаха Тааля?
Мы знаем, что ни мёртвый и ни живой не обладают силой, а верить, что якобы мёртвый или живой обладает силой есть ширк. Но если в этом обращении человек, знает, что только Аллах Тааля обладает силой, дозволено ли это?
На расстоянии можно обращаться так? Я почему уточняю, мне нужно знать, что передано в Сунне насчёт этого, сам я так не взываю. Статьи читал на сайте, но мало что понял.
Прошу ответить своими словами. ДжазакаЛлаху Хайран…
(Россия)
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Обращаться к устазу или шейху и просить его о помощи, когда он жив и находится перед человеком, разрешено. Это не будет являться ширком, поскольку устаз (шейх) обладает очевидной физической способностью оказать помощь с пожелания Аллаха. Мы можем найти примеры этому в хадисах пророка ﷺ, где он просил о физической и моральной поддержке своих сподвижников (да будет доволен им Аллах), говоря к примеру:
من يؤويني، من ينصرني حتى أبلغ رسالات ربي وله الجنة؟
Кто даст мне убежище, кто поможет мне, чтобы я донес послания своего Господа? (Ахмад. Муснад. – Хадис 14653, передано Джабиром)
Обращаться к устазу или шейху за помощью в то время, как он мертв или находится далеко от тебя и не слышит, и верить, что он каким-то чудесным образом услышит ваш зов, недопустимо. Независимо от того, имеете ли вы убеждение, что умерший или находящийся на расстоянии шейх (устаз) может услышать, только если пожелает Аллах, все равно недопустимо просить о помощи подобным образом. Хотя здесь можно поспорить о том, что это не является абсолютным ширком, так как человек сохраняет убеждение, что это возможно только по Воле Аллаха, такая практика будет оставаться запрещенной из-за ее сходства с ширком. Ученые по акыде и каламу заключили, что, если даже деяние не является явным ширком, но схоже с ним, его совершение не разрешено. (Исмаил Дехлеви. Рисалят ат-таухид. – Стр. 162)
والحاصل أنه لا يجوز التلفظ بكلمة تشم منها رائحة الشرك، أو إساءة أدب مع اللَّه
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →