Передаются ли опекунские права отцу, если тот недостойно себя ведет?
Вопрос:
Ассаламу алейкум! Я пять лет «замужем» второй женой. За все это время он ни разу не подошел к моим родителям и не общался с ними. Никах был прочтен без их ведома. Я была молода, глупа. Из пяти лет брака муж жил со мной около полугода. Все остальное время я жила или одна, или с родителями. Финансово помогал, если только очень долго и нудно просила.
Спустя четыре года брака я забеременела. И только через четыре года рассказала я родителям о своем браке. Был жуткий скандал. Муж купил очень плохую квартиру для меня (а сам жил в коттедже с семьей), и я там провела год своей жизни. Поначалу он ходил один день ко мне, один день к семье первой. Потом, спустя полмесяца, он проводил там практически все свое время. Ко мне заходил лишь один-два раза в неделю (а мы жили в одном городе, я была беременна).
На восьмом месяце моей беременности он уехал работать в другой город. Обещал вернуться к родам, но не приехал. Я родила, сказала: приезжай на выписку. Он обещал, но в день выписки не приехал. Потом я просила приехать помочь с документами, он обещал, не приехал. В итоге пришлось ставить прочерк в графу «отец». Вот так, с первых дней мой сын терпел несправедливость от отца.
В течение года мы несколько раз ездили к нему в город. Я, как мать, хотела, чтобы сын знал отца. Но, как оказалось, мы туда ездили только в то время, когда у его детей были каникулы, и когда их не было рядом. Весь дом его был в вещах семьи его. Нам даже некуда было вешать свои вещи. И только сейчас я понимаю, что мы ездили к нему только в кратковременное отсутствие его первой семьи. Когда они уезжали к бабушкам и дедушкам. И годами живут там, рядом с ним. А я с первым своим ребенком живу с родителями.
Недавно он обманным путем заманил меня в одну квартиру. Написал смс, что нужно помочь бабушке одной, я пришла по адресу, а там был он. Естественно ему хотелось близости. Я узнала после этого, что беременна. А он, снова обманув меня, что уедет на работу лишь на семь дней, пропал с концами. Уже два-три месяца не приезжает.
Я прошу его приехать, чтобы рассказать родителям, чтобы он поговорил, познакомился с ними. Мне было очень стыдно, что я беременна, живя в доме родителей. Он не приехал. В итоге я узнаю, что жена его снова рядом с ним и они там живут вместе. А я тут одна… Сегодня узнала, что он уехал на Родину навестить родителей. А я? А сын? Мы снова не нужны…
Я уж давно решила, что разведусь с ним после родов. Меня интересует одно: скажите, зная всю мою ситуацию, действительно справедливо будет, что я, одна, без мужской помощи буду воспитывать сына и второго ребенка до определенного срока, до 7-9 лет, и когда они встанут на ноги, все бессонные ночи будут моими, из роддома дважды я выхожу уже одна, справедливо и правильно будет отдать ему по законам ислама потом детей? Да? Когда при последней встрече он говорил: не приводи сына, он будет мешать, отвлекать от интимной близости, а второго ребенка, которого я жду, он говорил, сделай аборт. Это я говорю о мусульманине. Он с детства в исламе. И скажите: такому отцу я обязана буду отдать своих детей, которых вырастила сквозь слезы? Одиночество? Разве это будет правильно? И по шариату? Меня разрывает просто от боли, но я терплю ради Всевышнего. Я хочу развестись с этим человеком, который хотел, чтобы я аборт сделала. И никогда не жил со мной. Не уважает моих родителей. Ни меня, ни детей… Но детей я ему не отдам. Ни по шариату, ни по законам РФ. (Крым)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Печально узнать о вашей ситуации. Да облегчит Аллах все вам, и да одарит Он вас терпением на то, чтобы взрастить детей в соответствии с исламским учением, и да благословит Он вас и ваших детей лучшими днями, наполненными счастьем, верой и благополучием!
В ваших обстоятельствах, если считать, что указанная в вашем письме информация приведена верно, вам разрешается попросить мужа о разводе или же обратиться за расторжением брака в исламский суд или совет алимов. На вас не будет ни вины, ни греха в этом случае, поскольку ваш муж не соблюдает ваши права, несмотря на предпринятые вами значительные усилия по воссоединению.
Перед тем как говорить о нормах шариата в отношении опекунства ваших детей, важно, чтобы вы поняли следующий момент: закон шариата – это закон Аллаха. Будучи мусульманкой, вы следуете правилу: есть норма шариата – она подлежит исполнению. Быть мусульманином значит принимать законы Аллаха, следовать им и верить, что все установленное для вас Аллахом – для вашего же блага. Конечно, шариат принимает в расчет ситуацию, в которой оказывается человек, и на каждую проблему всегда имеется решение. Вам следует искать решение для ваших проблем через шариат, и будьте уверены, что у шариата есть решение для вашей ситуации. Не обвиняйте шариат в плохом поведении мужа. В том, что муж не практикует исламские нормы и нарушает ваши права и права ваших детей, виноват он, а не шариат.
Что касается ваших детей, общий принцип ханафитских правоведов состоит в том, что отец получает попечительские права по достижении ребенком семилетнего возраста. Но при этом говорится, что это общий принцип, а не абсолютное указание для вашей и иной конкретной ситуации. Окончательное правило зависит от ряда факторов, включая пожелания и благополучие ребенка, а также его лучшие интересы. Возможно, что решение будет принято в пользу оставления детей с вами в связи с обстоятельствами.
Поэтому сейчас вам не нужно беспокоиться об этом вопросе. Когда ребенку исполнится семь лет, ваша ситуация может существенно измениться. На данный же момент сосредоточьтесь на том, чтобы улучшить сложившееся положение и постараться воспитать детей в соответствии с исламским образом жизни.
Даст Аллах, усилия, которые вы вложите в воспитание ваших детей, обязательно принесут положительные результаты и никуда не пропадут.
И Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q614
Словарь
Статьи
Биографии
Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →